Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Лешко Т.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную пенсию, по кассационной жалобе Лешко Т.И, поступившей с делом 6 декабря 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Бабарыкину О.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Лешко Т.И. обратилась в суд с настоящим иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, указав, что решением государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат ПФР в Астраханской области N 1 от 16 декабря 2021 г. N 240858/21 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения ею не выработан необходимый стаж 37 лет. Пенсионный орган принял к зачету страховой стаж 35 лет 03 месяца 12 дней, исключив из подсчета страхового стажа период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет с 23 февраля 1990 г. по 15 июня 1991 г.; период работы в Управлении технологического транспорта и специальной техники с 1 ноября 1991 г. по 14 ноября 1991 г.
Лешко Т.И. с отказом не согласна, считает, что незаконными действиями ответчика ущемлены ее пенсионные права и просила суд, с учетом измененных исковых требований, признать решение государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат ПФР в Астраханской области N 1 от 16 декабря 2021 г. N240858/21 незаконным, включить в подсчет страхового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанные выше спорные периоды, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 3 декабря 2021 г, взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 6 июля 2022 г. исковые требования Лешко Т.И. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 сентября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части включения в страховой стаж Лешко Т.И. периода отпуска по ребенком с 23 февраля 1990 г. по 15 июня 1991 г, и назначении Лешко Т.И. досрочной страховой пенсии с 28 марта 2022 г. В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лешко Т.И.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 сентября 2022 г..в части отказа истцу в зачете периода отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж для досрочного назначения пенсии и назначении Лешко Т.И. досрочной страховой пенсии с 28 марта 2022 г..Указывает, что истец в спорный период являлась получателем пособия по государственному социальному страхованию. Полагает, что период получения пособия по государственному социальному страхованию с 23 февраля 1990 г..по 15 июня 1991 г..продолжительностью 01 год 03 месяца 22 дня нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1.5 лет и период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, указанный в пункте 2 части 1 статьи 12 закона "О страховых пенсиях" относятся к одной и той же категории пенсионных правах лиц, имеют один источник выплаты застрахованным лицам и различаются только основаниями, в частности приказом работодателя в первом случае и листком временной нетрудоспособности во втором. Считает, что положения части 1 статьи 12 и части 9 статьи 13 закона "О страховых пенсиях" не регулируют спорные правоотношения в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости и исчисления страхового стажа в период получения пособия по обязательному социальному страхованию по уходу за ребенком до исполнения ему 1, 5 лет (частично оплачиваемый отпуск).
Отсутствие нормы законодательства, регулирующего включение в страховой стаж периода получения пособия по государственному социальному страхованию но уходу за ребенком до исполнения ему 1, 5 лет (частично оплачиваемый отпуск), не может быть достаточным основанием для лишения истца права назначения ей страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 федерального закона N 400-ФЗ в связи с достижением ею возраста 55 лет и наличием страхового стажа не менее 37 лет, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 г. произведена замена ответчика государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области.
Истец Лешко Т.И, ответчик - представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что 3 декабря 2021 г. Лешко Т.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", полагая, что у нее имеются необходимые 37 лет страхового стажа для досрочного назначение страховой пенсии по старости.
Рассмотрев заявление Лешко Т.И, пенсионный орган установил, что страховой стаж заявителя на дату обращения составляет 35 лет 3 месяца 12 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
При этом в страховой стаж решением пенсионного органа не включены спорные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1, 5 лет с 23 февраля 1990 г. по 15 июня 1991 г. и работы в Управлении технологического транспорта и специальной техники с 1 ноября 1991 г. по 14 ноября 1991 г.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области от 16 декабря 2021 г. N 240858/21 Лешко Т.И. в назначении досрочной страховой пенсии отказано.
Разрешая спор, и, включая в страховой стаж истца отпуск по уходу за ребенком, суд первой инстанции указал, что отпуск по уходу за ребенком с 23 февраля 1990 г. по 15 июня 1991 г. подлежит включению в страховой стаж истца, поскольку до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований о включении в стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 8, 11, 12, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из того, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на выход на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в указанный стаж не подлежат включению периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку при исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин, соответственно), данные периоды не могут быть учтены в страховом стаже как периоды работы, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.
Указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.
Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для назначения истцу пенсии на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж для истца должен составлять 37 лет, который отсутствует.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 1448-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.А. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 11, пунктом 1 части 1 статьи 12 и частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях": Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях"), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).
Доводы кассационной жалобы истца, что ее отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г. и поэтому подлежит включению в страховой стаж в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, а получение пособия по государственному социальному страхованию в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет приравниваются к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности судебной коллегией признаны несостоятельными, поскольку действующее пенсионное законодательство не позволяет включать в страховой стаж иные периоды трудовой деятельности помимо тех, что указаны частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения пенсии лицам, указанным в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к таковым не относится.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Между тем, в данном случае речь идет о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. категориям граждан, занимавшихся определенным видом деятельности: на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и т.д.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лешко Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.