Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В. и Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник И.И. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, признании права на назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 14 декабря 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Мельник И.И. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФР по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене решения территориального органа Пенсионного Фонда РФ от 28 декабря 2021 г. N220000001473/1430475/21; включении периодов работы с 1 сентября 1991 г. по 21 марта 1994 г. в должности учителя музыки в средней школе N 84 г. Одессы, с 22 марта 1994 г. по 18 апреля 1995 г. в должности музыкального руководителя в ясли - сад N 308 г. Одессы; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 9 декабря 2021 г.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 26 июля 2022 г. в удовлетворении требований Мельник И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу приято новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение, как незаконное. В обоснование доводов указывает, что из специального педагогического стажа истца были исключены периоды работы: с 1 сентября 1991 г. по 21 марта 1994 г. (учитель музыки в средней школе N 84 г. Одесса), с 22 марта 1994 г. по 18 апреля 1995 г. (музыкальный руководитель в ясли-саде N 308 г. Одесса). В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162 заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Трудовая книжка АТ-УП N 6651792, выпущена 1995 году, дата заполнения 4 ноября 1996 г. Первая запись о периоде работы с 1 сентября 1991 г. по 21 марта 1994 г, следующая запись о периоде работы с 22 марта 1994 г. по 18 апреля 1995 г, записи указывают на периоды работы до даты выпуска трудовой книжки, а также даты ее заполнения. Титульный лист трудовой книжки заверен печатью старого образца, не принадлежащих ни одной из организаций, внесших первую и вторую запись о периодах работы.
В соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г. N2094-1 "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" в течение 1992 г, допускалась использование прежних наименований РСФСР в официальном делопроизводстве (бланки, печати, штампы). Следовательно, с 1 января 1993 г. бланки, печати и штампы с символикой РСФСР (СССР) на территории РФ юридической силы не имеют.
При этом стаж за период до распада СССР, не вызывающий сомнений, принимается во внимание без перепроверки документов (в том случае, если документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже, оформлены надлежащим образом) и учитывается в целях пенсионного обеспечения по 31 декабря 1990 г. В данном случае записи в трудовую книжку внесены не корректно и вызывают сомнения. Таким образом, спорные периоды работы подлежат перепроверки и должны быть подтверждены справкой компетентных органов. Специалистами направлены запросы, однако ответы до настоящего времени не поступили.
При поступлении ответов из Республики Украина Отдел установления пенсий N 19 ОПФР по Краснодарскому краю вернется к рассмотрению заявления (рег. N 231521/22 от 12 марта 2022 г.) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, Отделение ПФР не согласно с требованием истца в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 9 декабря 2021 г. На момент обращения в Управление ПФР в г. Сочи истец права на назначение страховой пенсии по старости согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имела, следовательно, при условии удовлетворения искового заявления указанная пенсия может быть назначена только с момента возникновения права, то есть с даты вступления в законную силу решения суда
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Мельник И.И, суд первой инстанции оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, так как в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт указанной работы, с учетом того, что представленная в материалы дела трудовая книжка выдана позднее первой даты принятия на работу.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, приняв трудовую книжку истца в качестве надлежащего доказательства по делу, подтверждающего спорные периоды работы истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определённых настоящими Правилами.
Из пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мельник И.И. 9 декабря 2021 г. обратилась в пенсионный орган для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 28 декабря 2021 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, при этом пенсионными органами специальный стаж истца был определен как 21 год 9 месяцев 04 дня. При определении стажа истца на соответствующих видах работ, пенсионными органами не был учтен, в том числе период работы с 1 сентября 1991 г. по 21 марта 1994 г. в должности учителя музыки в средней школе N 84 г. Одессы Республики Украины, с 22 марта 1994 г. по 18 апреля 1995 г. в должности музыкального руководителя в ясли - сад N 308 г. Одессы Республики Украины, поскольку на титульном листе дата выдачи трудовой книжки указана после даты увольнения.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Так, из трудовой книжки следует, что истец с 1 сентября 1991 г. по 21 марта 1994 г. работала должности учителя музыки в средней школе N 84 г. Одессы Республики Украины, с 22 марта 1994 г. по 18 апреля 1995 г. в должности музыкального руководителя в ясли - сад N 308 г. Одессы Республики Украины.
Таким образом, учитывая, что сведения о спорном периоде трудовой деятельности истца на территории Украины подтверждены трудовой книжкой установленного образца, трудовая книжка заполнена в соответствии с требованиями нормативных документов, действовавших в период ее оформления, судебная коллегия считает необходимым включить в специальный стаж Мельник И.И, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды педагогической деятельности.
Ссылка на то, дата заполнения трудовой книжки не соответствует дате первоначальной работы, обоснованно признана несостоятельной судом апелляционной инстанции, поскольку работник не может нести ответственность за ненадлежащее выполнение работодателем обязанности по своевременному и надлежащему заполнению трудовой книжки. Из не опровергнутых ответчиком пояснений истца в суде первой инстанции следует, что изначально оформленная в сентябре 1991 года трудовая книжка была утеряна, за оформлением новой трудовой книжки она обратилась в отдел кадров средней школы N 53 г. Курска, когда и была заведена новая трудовая книжка.
Сведения о приеме на работу, о переводе и увольнении внесены в трудовую книжку в соответствии с действовавшей в тот период Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 г. N 162: соблюдена хронология записей, указаны наименования организаций, даты и номера приказов, на основании которых внесены сведения, записи скреплены подписью руководителя организации и печатью, не имеют исправлений.
При этом то обстоятельство, что трудовая книжка была утрачена истцом, не имеет правового значения, поскольку последний работодатель, на которого Инструкция возлагает обязанность выдать дубликат трудовой книжки, указывает не на момент утраты документа, а на момент изъявления работником воли на оформление дубликата трудовой книжки.
Следовательно, неисполнение работодателем обязанности по ведению трудовой книжки в установленном законом порядке, не может ущемлять права работника на пенсионное обеспечение, не указание работодателем на выдачу дубликата трудовой книжки свидетельствует лишь о нарушении работодателем правил ведения трудовых книжек и не может в данном случае создавать для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении спорных периодов работы в стаж для назначения пенсии по старости.
Поскольку при суммировании периодов работы истца, включенных в подсчет ее специального и страхового стажа пенсионными органами, с периодами, включенными в подсчет специального и страхового стажа истца по решению суда, у истца образуется требуемый специальный и страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, то судебная коллегия суда апелляционной инстанции, исходя из требований статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", правильно усмотрела правовые основания для удовлетворения требования Мельник И.И. о назначении страховой пенсии по старости с даты обращения, т.е. с 9 декабря 2021 г.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя, в том числе о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права при оценке доказательств, сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.