Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Братского А.А. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Братского А.А, поступившей с делом 14 декабря 2022 г, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Братского А.А. и его представителя - адвоката Никифорову Л.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Братский А.А. обратился к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с иском о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исковые требования мотивированы тем, что 10 января 2020 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 6 июня 2020 г. ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды работы: с 8 августа 1990 г. по 20 июня 1991 г, с 4 июля 1994 г. по 20 августа 1994 г, с 12 июля 1995 г. по 21 августа 1995 г, с 5 августа 1997 г. по 30 января 1999 г, с 16 мая 2002 г. по 31 мая 2002 г, с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. Также, по мнению истца, периоды работы с 1 февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. должны быть включены в специальный стаж в двойном размере.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 мая 2022 г. исковые требования Братского А.А. удовлетворены частично.
Обязано государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж работы Братского А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Ялта Автономной Республики Крым, периоды работы с 8 августа 1990 г. по 20 июня 1991 г. в должности медицинской сестры санатория "Золотой пляж"; с 4 июля 1994 г. по 20 августа 1994 г. в должности медицинской сестры пульмонологического отделения Детского больнично-поликлинического объединения г. Ялта; с 12 июля 1995 года по 21 августа 1995 года в должности медицинского брата пульмонологического отделения Детского больнично-поликлинического объединения г. Ялта; с 05 августа 1997 г. по 30 января 1999 г. в должности врача-интерна Республиканской детской клинической больницы г. Симферополя; с 27 мая 2002 г. по 31 мая 2002 г. в должности заведующего первым медицинским отделением ГБУ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями".
В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 августа 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований Братского А.А, в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что к спорным взаимоотношениям должны применяться нормы украинского законодательства, действующие в период работы истца. Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, что истец в апелляционной жалобе поменял основание исковых требований, указав в апелляционной жалобе, что судом неверно не применено как положение украинского законодательства, предусматривающего льготное исчисление 1 к 2, так и положение российского законодательства о необходимости применения коэффициента 1 к 1, 5. В вопросе о размере коэффициента речь идет о выборе нормы закона, который необходимо применять, а не об изменении оснований заявленного иска. При этом суд первой инстанции не мотивировал мотивы отказа истцу в применении положений Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781. Суд апелляционной инстанции не дал никакой правовой оценки предоставленным истцом многочисленным протоколам проведения Братским А.А. хирургических операций как при работе в санатории туберкулезного профиля, так и в других лечебных учреждениях.
Ответчик - представитель ГУ ОПФР по Республике Крым, третье лицо ГБУЗ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями", участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 января 2020 г. Братский А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 6 июня 2020 г. ему было отказано в назначении страховой пенсии досрочно связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды работы: с 8 августа 1990 г. по 20 июня 1991 г, с 4 июля 1994 г. по 20 августа 1994 г, с 12 июля 1995 г. по 21 августа 1995 г, с 5 августа 1997 г. по 30 января 1999 г, с 16 мая 2002 г. по 31 мая 2002 г, с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г.
Периоды работы с 1 февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. включены в специальный стаж в календарном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции обязал ответчика зачесть в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 8 августа 1990 г. по 20 июня 1991 г, с 4 июля 1994 г. по 20 августа 1994 г, с 12 июля 1995 г. по 21 августа 1995 г? с 5 августа 1997 г. по 30 января 1999 г, с 27 мая 2002 г. по 31 мая 2002 г.
В части удовлетворения исковых требований Братского А.А. решение в апелляционном порядке не обжаловалось и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции отказал Братскому А.А. во включении в специальный стаж периодов с 1 февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. в двойном размере и периодов работы с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. в календарном порядке.
С данным выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Из материалов дела следует, что на 21 февраля 2014 г, а также в переходный период до 31 декабря 2014 г. Братский А.А. не являлся пенсионером, свое право на досрочный выход на пенсию по законодательству Украины не реализовал, в связи с чем в настоящее время назначение ему пенсии осуществляется по правилам, установленным российским законодательством.
Данный вывод соответствует положению пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г. "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с которым с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя, отказ суда во включении периодов работы с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. в двойном размере противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П, где указано, что введение нового правового регулирования не может служить основанием для ухудшения условий, реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правовою регулирования (независимо от того выработан им общий специальный трудовой стаж полностью или частично).
Заявитель настаивает на том, что суд необоснованно не учел льготы при исчислении стажа, предусмотренные статьей 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении".
Судебная коллегия полагает, что данные доводы истца подлежат отклонению.
Указанной статьей действительно предусматривается, что работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здоровья, а также в учреждениях по оказанию психиатрической помощи засчитывается в стаж работы в двойном размере. При этом статьей 7 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" установлено, что пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Братский А.А. в правовом поле Украины право на пенсию за выслугу лет не приобрел, работу не прекратил и не просил органы пенсионного обеспечения Украины о назначении ему пенсии за выслугу лет. Таким образом, право на льготную пенсию, назначение которой было обусловлено наличием обстоятельств, предусмотренных украинским законодательством, истцом до 21 февраля 2014 г, а также в переходный период до 31 декабря 2014 г. реализовано не было.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопрос о назначении Братскому А.А. досрочной страховой пенсии впервые возник в 2020 году, в условиях действия российского пенсионного законодательства, которым предусмотрены и условия назначения пенсии и порядок ее назначения, и размер пенсии. Таким образом, правовых оснований для применения порядка исчисления специального (льготного) стажа, предусмотренного украинским законом, не имеется.
Нарушений части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в отношении Братского А.А. не допущено. Приведенной правовой нормой установлено принципиальное положение, согласно которому размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 г. Таким образом, в приведенной норме речь идет о сохранении уже назначенных и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 г. пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат. В данном случае Братский А.А. не являлся по состоянию на указанную выше юридически значимую дату получателем пенсии по украинскому закону.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе Братскому А.А. во включении в специальный стаж периодов работы с 1 февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. в двойной размере.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменный доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Братского А.А. положения приведенных нормативно-правовых актов учел в полном объеме, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Братского А.А.
Братским А.А. к ГУ - ОПФ РФ по РК были предъявлены исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы с 1 февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 16 мая 2002 г. по 26 мая 2002 г, с 27 мая 2002 г. по 4 декабря 2014 г. в кратном исчислении - 2 года стажа за 1 год работы; основанием иска указывалось выполнение работы в инфекционном учреждении охраны здоровья государства Украина. В подтверждение данных заявленных требований, истцом предоставлялись соответствующие доказательства. Со ссылкой на указанные основания, истец оспаривал законность решения ГУ - ОПФ РФ по РК от 6 июня 2020 г. об отказе в учете в специальный стаж периодов работы и отказе в назначении пенсии, а ответчик, в свою очередь, обосновывал свои возражения об отсутствии оснований для учета спорных периодов в двухкратном размере.
Суд первой инстанции, в соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса РФ постановилрешение в пределах оснований заявленного иска. Доводы о том, что истец, помимо того, что осуществлял трудовую деятельность в инфекционных учреждениях охраны здоровья, что дает ему право на исчисление специального стажа в двухкратном размере, в указанные периоды работы также являлся оперирующим врачом-заведующим в отделениях хирургического профиля, что влечет исчисление специального стажа с применение коэффициента К-1, 5, были изложены лишь в апелляционной жалобе на решение суда, и обоснованно расценены судом апелляционной инстанции в качестве новых оснований заявленного иска. В уточняющей справке об условиях труда N139 от 2 июля 2020 г, предоставленной Братским А.А. пенсионному органу при обращении с заявлением об установлении пенсии, не указывалось о его работе в отделениях хирургического профиля (л. д. 35).
Вместе с тем, указанные доводы проверены судом апелляционной инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, льготный порядок исчисления предусмотрен, в том числе для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей-заведующих; отделений хирургического профиля стационаров.
Из изложенного следует, что для применения к спорным правоотношениям Перечней N 1066 от 22 сентября 1999 г. и N 781 от 29 октября 2002 г. необходимо установить, что истец в периоды работы с 1февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. являлся оперирующим врачом-специалистом или оперирующим врачом-заведующим в перечисленных в данном Перечне отделениях хирургического профиля стационаров больниц всех наименований.
Из имеющейся в материалах дела справки, уточняющей особый характер работы N 40 от 6 апреля 2022 г, выданной ГБУЗ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" (справка выдана после вынесения пенсионным органом решения от 6 июня 2020 г. и предметом оценки пенсионного органа не являлась), следует, что с 1 февраля 1999 г. истец работал в должности врача травматолога-ортопеда, с 16 мая 2002 г. переведен на должность заведующего 1-м медицинским отделением, с 1 июня 2002 г. разрешено совместительство на 0, 5 ставки должности врача ортопеда-травматолога детского, с 3 января 2015 г. должность врача ортопеда-травматолога детского переименована на врач травматолог-ортопед (л. д. 186).
Таким образом, из уточняющей справки истца следует, что Братский А.А. работал врачом-травматологом, заведующим 1-м медицинским отделением, врачом травматологом-ортопедом. Наименование отделений, в которых работал истец, занимая должности врача-травматолога и врача травматолога-ортопеда, в уточняющей справке работодателя не указано. Первое медицинское отделение, в котором истец работал заведующим Перечнем N 781 от 29 октября 2002 г. и Перечнем N 1066 от 22 сентября 1999 г. не поименовано, сведений о том, что работа истца проходила в отделениях хирургического профиля поименованных указанным перечнем в материалах дела отсутствуют.
Из справки работодателя N 40 от 6 апреля 2022 г. следует, что истец занимал должность заведующего 1-м медицинским отделением и врача ортопеда-травматолога детского, врача травматолога-ортопеда
Кроме того, в материалах дела имеется приказ от 27 мая 2002 г. N 67-к, согласно которому Братскому А.А. разрешено совмещение по должности врача хирурга с 27 мая 2002 г. (л. д. 34). При этом, по основному месту работы согласно справки N 40 от 6 апреля 2022 г. истец занимал должность заведующего 1-м медицинским отделением, совмещая ее с должностью врача ортопеда-травматолога, а не хирурга.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 и Разъяснениями Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В соответствии с пунктом 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативно правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативно правовыми актами.
Факт совмещения истцом в спорный периоды с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. в ГУ "Детский специализированный (специальный) клинический санаторий им. Н.К. Крупской" должности заведующего 1-м медицинским отделением и врача-хирурга в указанном учреждении не является основанием для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении в полуторном размере, поскольку периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Спорные периоды истца могут быть зачтены в специальный стаж в льготном полуторном исчислении при условии, что истец вырабатывал полную ставку оперирующего врача отделения хирургического профиля стационара.
Должностные инструкции заведующего медицинским отделением и врача ортопеда-травматолога детского не содержат сведений о том, что к должностным обязанностям относится проведение операций (л. д. 55 - 60).
Иные документы, подтверждающие тот факт, что в должностные обязанности заведующего 1-м медицинским отделением входило участие в хирургических операциях, а также проведение хирургических операций (протоколы операций, журналы оперативных вмешательств) в спорные периоды представлены не были. Уточняющая справка работодателя сведений подтверждающих постоянную занятость на соответствующих видах работ, а именно о хирургической деятельности истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня не содержит.
Таким образом, факт нахождения истца на должности врача-хирурга по совместительству не может являться основанием для включения периода нахождения на данной должности в связи с отсутствием сведений о выполнении льготной работы в течении полного рабочего дня в отделении хирургического профиля.
Кроме того, в соответствии с Уставом ГУ "Детский специализированный (специальный) клинический санаторий им. Н.К. Крупской" основными целями деятельности Санатория являются, в том числе: предоставление комплексного лечения с максимальным использованием климатических факторов и природных лечебных ресурсов региона, а также иных лечебных и традиционных методов соответствующего лечения с целью закрепления результатов, достигнутых на госпитальном этапе, ликвидация остатков явлений оперативных вмешательств, травм, сокращения периода восстановления нарушенных функций. Разработка и внедрение новых эффективных методов диагностики лечения и реабилитации, а также организации формы работы передовых санаторных курортных учреждений. Проведение анализа эффективности лечения больных на санаторном этапе.
Таким образом, из Устава следует, что одним из основных видов деятельности Санатория является оказание оздоровительного и санаторно- курортного лечения. Сведения о том, что в Санатории осуществляется проведение операций, в Уставе не указаны.
Иные документы подтверждающих осуществление трудовой деятельности в должности, предусмотренной Перечнями N 1066 от 22 сентября 1999 г. и N 781 от 29 октября 2002 г. в отделениях хирургического профиля (протоколы операций, операционные журналы, подтверждающие его участие в операциях и т.д.) истцом представлены не были.
Таким образом, доказательства, подтверждающие, что истец являлся оперирующим врачом и в течении полного рабочего дня осуществлял трудовую деятельность в отделениях хирургического профиля в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, оснований в пределах доводов апелляционной жалобы для включения в специальный стаж в льготном порядке (1 год 6 месяцев за 1 год работы) периодов работы истца с 1 февраля 1999 г. по 15 мая 2002 г, с 1 июня 2002 г. по 4 декабря 2014 г. у суда апелляционной инстанции не имелось.
При этом, судом апелляционной инстанции разъяснено, что истец не лишен возможности предъявления требований об учете периодов работы с применением К-1, 5 и предоставления доказательств, подтверждающих соответствующий характер труда в отделениях хирургического профиля, поскольку в настоящем деле такие доказательства не предоставлялись, исходя из иных оснований заявленного иска - работа в инфекционных учреждениях.
Судебная коллегия также находит обоснованным вывод суда об отказе во включении в специальный стаж истца периодов работы с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. в ГБУ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г. утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Пунктом 21 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществившим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены санатории только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Из справки N 40 от 6 апреля 2022 г, выданной ГБУ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" следует, что истец работал с 16 мая 2002 г. заведующим 1-м медицинским отделением, с 1 июня 2002 г. ему разрешено совместительство на 0, 5 ставки должности врача ортопеда-травматолога детского, с 1 июня 2015 г. переведен на должность врача травматолога-ортопеда. В справке также указано, что ГУ "Детский специализированный (специальный) клинический санаторий им. Н.К.Крупской" переименован основании приказа Министерства Здравоохранения Республики 5 декабря 2014 г. N 216 в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий им. Н. К. Крупской для детей и детей с родителями", согласно Уставу учреждение осуществляет санаторно-курортное лечение по профилю ортопедия, педиатрия, неврология, медицинская реабилитация (л. д. 186).
Таким образом, санаторий, в котором проходила трудовая деятельность истца, не относится к специализированным санаториям (курортам), которые специализируются на лечении заболеваний, указанных в списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г, что исключает возможность учета спорных периодов работы с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. в специальный стаж.
Кроме того, из материалов дела следует, что Братский А.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования - 13 августа 2014 г. (л. д. 35 выплатного дела).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что за Братского А.А. ГБУЗ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" в период с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. не производилась уплата страховых взносов с указанием кода льготы "27 ГД".
При этом, требования, о возложении на работодателя ГБУЗ РК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями" обязанности произвести корректировку сведений ИЛС, и предоставить пенсионному органу сведения о работе с учетом кода особых условий труда, истцом не заявлены.
Таким образом, в предоставленных работодателем истца сведениях за спорные периоды не указаны сведения о льготном характере труда по льготному коду 27-ГД, то есть отсутствует указание на особые условия труда (не проставлен код льготы). Следовательно, основания для включения в специальный стаж Братского А.А. периодов работы с 5 декабря 2014 г. по 31 мая 2015 г, с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г. отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Братского А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.