Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шматко С.В. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Шматко С.В, поступившей с делом 16 декабря 2022 г, на решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Шматко С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Керчь Республики Крым, в котором с учетом уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ исковых требований просила суд о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 17 мая 2022 г. исковые требования Шматко С.В. удовлетворены частично.
Суд признал решение государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 26 декабря 2019 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии незаконным, в части не включения в стаж работы Шматко С.В, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периода:
- с 1 сентября 1994 г. по 31 августа 2000 г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе- интернате "Лицей искусств" (без учета дней отпуска по беременности и родам с 6 января 1997 г. по 11 мая 1997 г, дней отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 12 мая 1997 г. по 19 марта 2000 г, дней отпуска по уходу за ребенком до 4 лет с 19 мая 2000 г. по 10 мая 2001 г.).
Суд обязал государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в стаж работы, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей период работы Шматко С.В.:
- с 1 сентября 1994 г. по 31 августа 2000 г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе- интернате "Лицей искусств" (без учета дней отпуска по беременности и родам с 6 января 1997 г. по 11 мая 1997 г, дней отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 12 мая 1997 г. по 19 марта 2000 г, дней отпуска по уходу за ребенком до 4 лет с 19 мая 2000 г. по 10 мая 2001 г.).
В удовлетворении остальной части требований Шматко С.В. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности зачесть в стаж работы за осуществление деятельности в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, в должности концертмейстера в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", в должности концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, нерабочих праздничных дней на территории Республики Крым, и назначении досрочно страховой пенсии по старости - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 29 августа 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новый судебный акт о полном удовлетворении иска. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Шматко С.В. 29 ноября 2019 г. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (правопреемником которого является Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
26 декабря 2019 г. Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым своим решением отказало истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на отсутствие у нее установленных законодательством необходимых 25 лет стажа педагогической деятельности, общий стаж работы с учетом периода обучения - 32 года 6 месяцев 7 дней. Отсутствие стажа работы по состоянию на 1 января 2001 г. менее 16 лет 8 месяцев в должностях указанных в Списке N781 (л. д. 9-12).
При этом, ответчиком к учету в стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования для детей не приняты следующие периоды работы:
- с 1 сентября 1990 г. по 31 декабря 1992 г. в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств;
- с 1 января 1993 г. по 31 августа 1994 г. в должности концертмейстера в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств";
- с 1 сентября 1994 г. по 31 августа 2000 г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе- интернате "Лицей искусств";
- с 1 сентября 2000 г. по 22 июля 2002 г, с 23 июля 2002 г. по 13 января 2005 г, с 14 января 2005 г. по 18 апреля 2005 г, с 19 апреля 2005 г. по 25 мая 2011 г, с 26 мая 2011 г. по 23 июня 2014 г, с 24 июня 2014 г. по 31 декабря 2014 г, с. 1 января 2015 г. по 28 ноября 2019 г. в должности концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств;
- с 12 июня 2006 г. по 24 июня 2006 г, с 6 июня 2011 г. по 17 июня 2011 г, с 9 июня 2016 г. по 24 июня 2016 г, 3 июня 2019 г, с 5 июня 2019 г. по 7 июня 2019 г, с 10 июня 2019 г. по 11 июня 2019 г, с 13 июня 2019 г. по 14 июня 2019 г, с 18 июня 2019 г. по 19 июня 2019 г. - периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации;
- 18 марта 2018 г, 9 апреля 2018 г, 28 мая 2018 г, 15 июня 2018 г, 21 августа 2018 г, 18 марта 2019 г, 28 апреля 2019 г, 4 июня 2019 г, 16 июня 2019 г, 12 августа 2019 г. - нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части включения в специальный страховой стаж истца осуществление деятельности в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, в должности концертмейстера в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", в должности концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств, суд исходил из того, что занимаемая истцом должность "концертмейстер" не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Разрешая дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Так, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом нестраховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Так, согласно трудовой книжке, Шматко С.В. с 1 сентября 1990 г. принята на должность концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств (Пр. N236 от 29 августа 1990 г.); 1 сентября 1994 г. переведена на должность преподавателя по классу фортепиано в "Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств" (Пр. N366 от 5 сентября 1994 г.); 1 сентября 2000 г. переведена на должность концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств (Пр. 256 от. 1 сентября 2000 г.)
31 декабря 2014 г. трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией учреждения пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (л. д. 53 об.).
С 1 января 2015 г. истец принята на работу в должности концертмейстера (Пр. N03-к от 31 декабря 2014 г.) - /л. д. 53 об./
Между тем, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г, а также в ранее действовавших Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует наименование должности концертмейстер.
Трудовую деятельность Шматко С.В. осуществляла в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат- лицей искусств в период с 1 сентября 1990 г. по 31 декабря 1992 г, в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств" в период с 1 января 1993 г. по 31 августа 1994 г, в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК "Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств период с 1 сентября 2000 г. по 22 юля 2002 г, с 23 июля 2002 г. по 13 января 2005 г, с 14 января 2005 г. по 18 апреля 2005 г, с 19 апреля 2005 г. по 25 мая 2011 г, с 26 мая 2011 г. по 23 июня 2014 г, с 24 июня 2014 г. по 31 декабря 2014 г, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В пункте "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" и Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 г. N 909 предусмотрено, что право на пенсию по выслуге лет имеют, в частности, работники образования независимо от возраста при наличия специального стажа работы 25 лет в соответствующих учебных заведениях любой формы собственности или ведомственной принадлежности. Исчерпывающий перечень должностей в соответствующих учебных заведениях, пребывание на которых засчитывается в стаж работы, которая дает право на пенсию по выслуге лет, представлен в разделе "1.Образование" Перечня, где должность концертмейстера не предусмотрена.
Должность концертмейстера являются самостоятельной и предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником и при этом никогда не включались в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам статей 55, 56, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, периоды работы Шматко С.В. в должности концертмейстера с 1 сентября 1990 г. по 31 декабря 1992 г, с 1 января 1993 г. по 31 августа 1994 г, с 1 сентября 2000 г. по 22 июля 2002 г, с 23 июля 2002 г. по 13 января 2005 г, с 14 января 2005 г. по 18 апреля 2005 г, с 19 апреля 2005 г. по 25 мая 2011 г, с 26 мая 2011 г. по 23 июня 2014 г, с 24 июня 2014 г. по 31 декабря 2014 г, с 1 января 2015 г. по 28 ноября 2019 г. не подлежат включению в специальный стаж по пенсионному законодательству Российской Федерации.
Рассматривая исковые требования истца Шматко С.В. о включения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1994 г. по 31 августа 2000 г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Так, данный период педагогической деятельности подтверждается справкой N154/11-13 от 11 декабря 2019 г, выданной ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", уточняющей периоды работы, необходимые для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью (л. д. 55 об.-56).
Из исторической справки N159/11-13 от 11 декабря 2019 г. следует, что школа интернат N2 г. Керчи с 15 августа 1990 г. была переименована в Средне-общеобразовательную школу-интернат-лицей искусств, затем в результате неоднократного переименования создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс- интернат-лицей искусств" (л. д. 58).
Согласно предоставленных в материалы дела Уставов данного учебного заведения, основным предметом деятельности образовательного учреждения была реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего образования и музыкально-эстетического воспитания.
В данном образовательном учреждении реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы музыкально-хореографического образования.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу, что данное учреждение является образовательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действовавшим на дату оценки пенсионных прав истца, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" право на досрочное пенсионное обеспечение установлено для педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях: школах всех наименований, лицеев, гимназий, центров образования, то есть наименование образовательного учреждения предусмотрено указанным Списком.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из справки N 154/11-13 от 11 декабря 2019 г, уточняющей периоды работы, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, выданной ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс интернат-лицей искусств" истец с 1990 года выполняет норму педагогической нагрузки более чем на одну ставку.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 1 января 2015 г, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 г. N909, а также не предусматривало условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В связи с этим, суд первой инстанции указал, что истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Вместе с тем, в указанный период работы с 1 сентября 1994 г. по 31 августа 2000 г, Шматко С.В. находилась в отпуске по беременности и родам с 6 января 1997 г. по 11 мая 1997 г, в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 12 мая 1997 г. по 19 марта 2000 г, в отпуске по уходу за ребенком до 4 лет с 19 мая 2000 г. по 10 мая 2001 г. (л. д.56 об.)
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июня 2014 г. N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) - часть 5 статьи 256 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 КЗоТ РСФСР (действовавшей с
06.10.1992 до 01.02.2002 г.) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
В разъяснениях, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового
кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в ста", дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543- 1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В тоже время отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж в том случае, если период работы, в котором эти отпуска предоставлялись, также был включен в специальный стаж.
Не смотря на то, что отпуск по беременности и родам, а так же отпуска по уходу за ребенком, были предоставлены истцу в период выполнения работы, дающей право досрочное назначение страховой пенсии, но после 6 октября 1992 г, суд первой инстанции, с учетом вышеназванных норм закона, пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж Шматко С.В. периода работы с 1 сентября 1994 г. по 31 августа 2000 г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе- интернате "Лицей искусств" (за исключением периода нахождения в отпуске периода по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х и до 4-х лет).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, исходил из нижеследующих норм материального закона.
Так, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 г, а после этой даты - статьями 46, 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
То есть, по общему правилу, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом первой инстанции при изучении материалов дела установлено, что Шматко С.В. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата (л. д. 57).
В связи с этим, суд первой инстанции указал, что время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Между тем, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что заявленные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имели место в период работы истца в должности концертмейстера в ГБОУ РК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", который не подлежит зачету в специальный стаж, как следствие, не подлежат включению в льготный стаж и периоды нахождения истца Шматко С.В. на курсах повышения квалификации.
По этим же основаниям суд первой инстанции обоснованно указал о том, что не подлежат включению в специальный стаж Шматко С.В. и нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым - 18 марта 2018 г, 9 апреля 2018 г, 28 мая 2018 г, 15 июня 2018 г, 21 августа 2018 г, 18 марта 2019 г, 28 апреля 2019 г, 4 июня 2019 г, 16 июня 2019 г, 12 августа 2019 г.
Проанализировав доказательства о стаже истца, находящиеся в пенсионном деле (л. д.37-66), и обозренные судом апелляционной инстанции в оригинале пенсионного дела, с учетом периодов подлежащих включению в педагогический стаж по решению суда, специальный стаж Шматко С.В. на момент обращения в пенсионный фонд 29 ноября 2019 г. составлял менее 25 лет, как следствие, право на пенсию у истца, с учетом положений ФЗ от 3 октября 2018 г. N350 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" (при возникновении права на стразовую пенсию в 2021 году, пенсия назначается не ранее чем через 36 месяцев), в настоящее время еще не возникло.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы истца основанными на неправильном токовании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шматко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.