Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., изучив протест исполняющего обязанности прокурора "адрес" ФИО3 и жалобу защитника ФИО4, действующего в интересах ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N Азовского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N Азовского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Решением судьи Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, и.о. прокурора "адрес" ФИО3 просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их вынесенными с нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО4 по тем же основаниям считает вынесенные судебные акты незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста и жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 24 минуты ФИО1 Ю.А, управляя транспортным средством марки "Хендай Солярис", с государственным регистрационным знаком N, на ул. "адрес" "адрес", в нарушение требований пункта 8.6 ПДД РФ, при повороте налево выехал на полосу, предназначенную для встречного движения. Данное нарушение совершено ФИО1 повторно.
На основании исследованных доказательств мировой судья пришел к выводу о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ.
В протесте и жалобе и.о. прокурора "адрес" и защитник ФИО4 указывают на то, что дело в отношении ФИО1 рассмотрено с грубыми процессуальными нарушениями. Так, по их мнению, в протоколе об административном правонарушении внесены изменения, о которых ФИО1 не было известно.
Проверяя эти доводы, отмечаю следующее.
В качестве доказательства, подтверждающего совершение ФИО1 административного правонарушения, судьи указали на протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ "адрес".
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении, о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Таким образом, лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, должностное лицо административного органа не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
Как видно из материалов дела, бланк протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 был заполнен должностным лицом ГИБДД ФИО5 и подписан им ДД.ММ.ГГГГ.
Двумя определениями ИДПС взвода N роты N ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 часть статьи, по которой привлечен ФИО1 Ю.А. к административной ответственности, изменена с части 4 на часть 5. (л.д. 9 и 15).
В материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии ФИО1 Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется (л. д. 9 и 15).
Кроме того, из показаний инспектора ГИБДД ФИО5 следует, что соответствующие определения выносились в отсутствие ФИО1, а ему направлялись копии. (л.д. 79).
Тем самым, ФИО1 Ю.А. был лишен предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальный документ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что сведения о статье, по которой привлекается лицо, подлежит обязательному отражению в протоколе, считаю, что процедура внесения изменений была нарушена.
Судьями не выяснены причины того, что в деле имеется два определения от ДД.ММ.ГГГГ идентичного содержания, заполненные различными почерками. (л.д. 9 и 15).
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на законность принятых по делу решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований КоАП РФ.
КоАП РФ не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ и является недопустимым доказательством, а дата совершения административного правонарушения достоверно не установлена, выводы о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Вместе с тем, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, выявлены ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный названной нормой для данной категории дел, истек.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N Азовского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и ФИО8", в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N Азовского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Д.В. Монмарь Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.