Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания -Апшеронск" Громовой Н.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 120 Апшеронского района Краснодарского края от 28 апреля 2022 года и решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Апшеронск" (далее - ООО "ГУК-Апшеронск", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 120 Апшеронского района Краснодарского края от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2022 года, ООО "ГУК-Апшеронск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, производство по делу прекратить.
Прокурор Апшеронского района, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Громовой Н.С. жалобы на указанные выше судебные акты, возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ГУК-Апшеронск" к административной ответственности) установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее- Правила N), в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ), части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение о лицензировании), помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса, лицензионными являются иные требования, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б").
В пунктах 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.3, 4.2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила N) определено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещин в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потёки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Поверхности не оштукатуренных стен с выветрившейся кладкой, как правило, следует облицовывать плитками или оштукатуривать цементными или сложным раствором после предварительной расчистки поверхности от потерявшего прочность материала.
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатуривать цементно-песчаным раствором в введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.
Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома должно обеспечиваться исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Минимальный перечень N). К минимально необходимым работам по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме относятся работы, которые управляющая организация отнесет по результатам осмотров (весенних, осенних) технического состояния общего имущества, не отвечающего критериям надежности и безопасности и требованиям действующего законодательства, и их выполнение осуществляется в неотложном порядке в период действия договора управления многоквартирным домом в соответствии с Минимальным перечнем N (пункты 10, 11(1) Правил N).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО "ГУК-Апшеронск", осуществляя на основании лицензии предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: "адрес", допустило нарушения требований Правил N, а именно:
в нарушение пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.3, 4.2.3.4 Правил N по фасаду многоквартирного дома имеются местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, общее загрязнение поверхности;
в нарушении пункта 3.4.5 Правил N на входных дверях в техническое подполье, подвал не размещена информация (специальная надпись) о месте хранения ключей;
в нарушение пункта 3.5.7 Правил N во 2 и 3 подъездах многоквартирного дома не обеспечено вывешивание на месте, доступном для посетителей, списков следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления, городского (районного) жилищного управления, пожарной охраны, отделения милиции, скорой медицинской помощи, службы газового хозяйства, санитарно-эпидемиологической станции, аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидации аварий в жилых домах, органов Государственной жилищной инспекции;
в нарушение пункта 3.3.5 входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю не утеплены, не оборудованы уплотняющими прокладками, закрыты на замок без указания соответствующей надписи на люке о хранении ключей;
в нарушение пункта 3.5.2 Правил N в подъездах отсутствуют таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне;
в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил N собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме используют лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря (бытовые вещи);
в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ на лестничных клетках отсутствует фурнитура на окнах (ручки, скобянка) на 2, 3-х этажах в 1 подъезде;
в нарушение пункта 3.2.8 Правил N в 1 подъезде на 2, 3 этажах многоквартирного дома имеются просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки. ООО "ГУК-Апшеронск" не обеспечило выполнение окраски лестничных клеток улучшенными высококачественными, безводными составами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора "адрес" в отношении ООО "ГУК-Апшеронск" дела об административном правонарушении и его привлечения к административной ответственности постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения и виновность юридического лица подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.5-10); договором на управление по содержанию и ремонту многоквартирного дома по адресу: "адрес" (л.д.11-19); копией справки от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с фототаблицей (л.д.29-36) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия ООО "ГУК-Апшеронск" квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области предпринимательской деятельности.
Утверждение заявителя о том, что проведенная прокуратурой в отношении ООО "ГУК-Апшеронск" проверка нарушает установленный на 2022-2023 годы мораторий на проведение проверок, не может быть признано состоятельным, поскольку данная проверка проведена в рамках требований, предусмотренных абзацами 5 и 9 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которым такие проверки в период моратория проводятся: по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "ГУК-Апшеронск" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ГУК-Апшеронск" к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам жалобы, а также для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов и снижения назначенного административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание. При этом нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивают право суда на снижение размера административного штрафа наличием обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Принимая во внимание, что административное наказание должно отвечать целям административной ответственности, не ограничивать имущественные права юридического лица и представляться чрезмерным с точки зрения социальной справедливости, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствие отягчающих обстоятельств и сведений о привлечении общества к административной ответственности за неоднократное совершение административных правонарушений, последствия материального характера для юридического лица и то, что выплата штрафа налагает на юридическое лицо излишние обременения, финансовые ограничения, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при назначении административного наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть снижению с 250 000 рублей до 125 000 рублей.
Снижение размера санкции до 125 000 рублей соответствует характеру допущенного обществом правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав, экономической свободы и права собственности привлекаемого к административной ответственности лица.
Данных об исполнении обществом назначенного ему административного наказания в виде штрафа материалы настоящего дела не содержат, сведения о наличии исполнительного производства в отношении общества в банке данных исполнительных производств отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 120 Апшеронского района Краснодарского края от 28 апреля 2022 года и решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2022 года, вынесенные в отношении ООО "ГУК-Апшеронск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения размера назначенного обществу административного штрафа с 250 000 рублей до 125 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 120 Апшеронского района Краснодарского края от 28 апреля 2022 года и решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Апшеронск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания -Апшеронск" административного штрафа с 250 000 рублей до 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания -Апшеронск" Громовой Н.С. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка;
мировой судья Кухаренко Ю.С. N 5-195/2022
судья районного суда Коломийцев И.И. N 12-47/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-6431/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.