Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району от 16 ноября 2021 г. N 34935, решение главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 9 марта 2022 г. N 4, решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 3 октября 2022 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 30 ноября 2022 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району от 16 ноября 2021 г. N 34935, оставленным без изменения решением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 9 марта 2022 г. N 4, решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 3 октября 2022 г, решением судьи Красноярского краевого суда от 30 ноября 2022 г, ПАО "ГМК "Норильский никель" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 10 000 рублей.
В жалобе защитник Гимранова И.Б. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с положениями ст. ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха установлены СанПиН 2.1.3684-21, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, в соответствии с которыми:
атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека (пункт 66);
не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: в жилой зоне - 1, 0 ПДК (ОБУВ) (пункт 70);
эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах. Требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены технологические нормативы (пункт 71).
Как следует из материалов дела Красноярской природоохранной прокуратурой с дислокацией в г. Норильске на основании информации ФГБУ "Среднесибирское УГМС" о регистрации в период 13-25 апреля 2021 г. в разное время суток на постах Таймырского ЦГМС в жилой зоне Центрального района г. Норильска случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха по показателям "сероводород" и "диоксид серы", основными источниками выбросов которого являются осуществляющие производственную деятельность в непосредственной близости с жилыми зонами Медный завод и Надеждинский металлургический завод им Б.И. Колесникова ПАО "ГМК "Норильский никель", в отношении названного юридического лица проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, выразившиеся в неосуществлении контроля за содержанием сероводорода в воздухе жилой зоны в период неблагоприятных метеорологических условий, невыполнении мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий загрязняющих веществ по сероводороду, а также при регистрации загрязнения атмосферного воздуха менее 3, 0 ПДК по диоксиду серы, что не соответствует вышеуказанным положениям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПин 2.1.3684-21.
Фактические обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копиями решения о проведении проверки, справки о нарушении правил эксплуатации газоочистных установок, протоколов исследования и испытаний проб воздуха, иными материалами дела, которые получили оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства содержат фактические данные, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении и имеющих значение для правильного его разрешения, соответствуют нормам КоАП РФ, в связи с чем, обоснованно признаны должностными лицами органа административной юрисдикции и судебными инстанциями достоверными относительно обстоятельств правонарушения, а в их совокупности, достаточными для вывода о виновности ПАО "ГМК "Норильский никель" в совершении вмененного правонарушения.
Изложенные в принятых по делу актах выводы о том, что у ПАО "ГМК "Норильский никель" имелась возможность для принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, однако данным юридическим лицом не были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, соответствуют исследованным доказательствам.
При таких обстоятельствах ПАО "ГМК "Норильский никель" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о недоказанности превышения предельно допустимой концентрации сероводорода в атмосферном воздухе и непринятия мер к недопущению появления в атмосфере жилой зоны г. Норильска загрязняющего вещества диоксида серы ранее было предметом исследования и оценки, своего подтверждения не нашло.
Как усматривается из материалов дела и обоснованно учтено в вынесенных по делу актах регистрация на постах Таймырского ЦГМС превышения гигиенических нормативов по сероводороду и диоксиду серы отмечалась преимущественно при направлении ветра от промышленных площадок металлургических заводов, являющихся в соответствии с заключением о проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха г. Норильска, утвержденного приказом Минприроды РФ от 30.10.2020 N 1467, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха по указанным веществам, подтверждается также результатами исследования проб воздуха при проведении прокурорской проверки, в ходе которой влияние иных объектов (очистные сооружения, канализационные, коллекторы) на концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе жилой зоны исключено.
Указание в жалобе о получении ПАО "ГМК "Норильский никель" в июне 2021 г. положительного санитарно-эпидемиологического заключения на расчеты НДВ загрязняющих веществ, в котором сделан вывод о соответствии документации требованиям СанПин 2.1.3684-21, а в октябре 2021 г. комплексного экологического разрешения, установленные обстоятельства и выводы о виновности общества в совершении вмененного правонарушения не опровергает.
Согласно материалам дела на момент проверки технологические нормативы для объектов ПАО "ГМК "Норильский никель" комплексным экологическим разрешением не устанавливались. Также 29.10.2020 административным органом было выдано отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию на расчеты НДВ загрязняющих веществ (т. 5 л.д. 90).
Действиям ПАО "ГМК "Норильский никель" дана правильная юридическая квалификация, в соответствии с установленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, образующих объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о повторном привлечении ПАО "ГМК "Норильский никель" к административной ответственности со ссылкой на постановление управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 01.04.2021 N 9295 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку изложенные в названном акте обстоятельства не свидетельствует о привлечении названного лица к административной ответственности дважды по одному и тому же факту совершения противоправных действий, о чем обоснованно указано предыдущими судебными инстанциями.
Кроме того, факт повторного обнаружения нарушения лицом требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Не влекут отмену вынесенных по делу актов доводы о неприменении положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, предусматривающих порядок назначения наказания за несколько правонарушений, выявленных в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия. Какие-либо данные, указывающие на то, что основанием для возбуждения настоящего дела послужили результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ПАО "ГМК "Норильский никель", из представленных материалов и доводов жалобы не усматривается.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и исследованных доказательств, толкованием положений действующего законодательства не свидетельствует о том, что были допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление по делу об административном соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Жалобы на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "ГМК "Норильский никель" к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Право общества на защиту не нарушено и реализовано в установленном порядке.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району от 16 ноября 2021 г. N 34935, решение главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 9 марта 2022 г. N 4, решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 3 октября 2022 г, решение судьи Красноярского краевого суда от 30 ноября 2022 г, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.