Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Кузьминой Е.В. на вступившее в законную силу решение судьи Чебулинского районного суда Кемеровской области от 2 декабря 2022 г., вынесенное в отношении Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Кузьминой Е.В. от 12 сентября 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" прекращено на основании п. 2. ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На данное постановление и.о. Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Корчугановым Д.А. подан протест.
Решением судьи Чебулинского районного суда Кемеровской области от 2 декабря 2022 г. протест прокурора удовлетворен, постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу.
В жалобе старший государственный инспектор Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Кузьмина Е.В. просит решение судьи районного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 статьи 18 указанного Федерального закона для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19 мая 2022 г. Кемеровским межрайонным прокурором по результатам проведенной проверки ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, выявлены нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, Федерального закона "Об окружающей среде" и Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу осуществляет хозяйственную деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду "данные изъяты" категории, что подтверждается свидетельством о постановке объекта на государственный учет от 14 октября 2021 г.
В ходе проверки установлено нарушение ч. 1 и ч. 2, ч. 7 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также п. 10 Правил о разработке и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направлению их на утверждение в уполномоченный орган.
Неисполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем прокурором возбужденно дело об административном правонарушении в отношении ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу.
Постановлением от 12 сентября 2022 г. старшим государственным инспектором Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Кузьминой Е.В. прекращено производство по делу по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При пересмотре постановления судья Чебулинского районного суда Кемеровской области, проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу допущены нарушения требований пунктов 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления", Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выразившиеся в неисполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Мнение должностного лица старшего государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Кузьминой Е.В. в постановлении о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ФКУ КП-З ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте "данные изъяты" категории, по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, основано на неверном толковании законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу требований законодательства в области обращения с отходами, а равно принятия ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о доказанности вины ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу во вмененном ему административном правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами судья районного суда отменил постановление и направил дело на новое рассмотрение.
Отменяя постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области -Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Кузьминой Е.В, судья районного суда пришел к выводу о том, что должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено государственным инспектором Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно отменил постановление государственного инспектора и возвратил дело на новое рассмотрение.
Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Протест на постановление рассмотрен судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в решении судьи районного суда неверно разъяснен порядок его обжалования, нарушение права государственного инспектора, являющегося должностным лицом государственного органа, на пересмотр вынесенного по данному делу судебного акта не повлекло.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу судьей районного суда не допущено.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого судебного решения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, не установлено и в жалобе не приведено.
Несогласие заявителя с толкованием судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Чебулинского районного суда Кемеровской области от 2 декабря 2022 г, вынесенное в отношении Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса Кузьминой Е.В. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.