Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 18 июля 2022 года по административному делу N 2а-897/2022 по административному исковому заявлению Романенко Юрия Викторовича к Федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий по предоставлению некачественной горячей воды незаконными, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания в исправительном учреждении, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Романенко Ю.В. (далее-истец) обратился в суд с административным иском к Федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 ФСИН России по Хабаровскому краю) о признании действий по предоставлению некачественной горячей воды незаконными, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование поданного административного иска истец указал, что решением Амурского городского суда от 29 января 2021 г. по делу N 2а-87/2021 были признаны незаконными и нарушающими его права действия (бездействие) ФКУ ИК-6 ФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в камере.
8 октября 2021 г. после запуска системы отопления в камеры учреждения начали подавать горячую воду из системы отопления, но эта вода оказалась технической и не соответствовала требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01, так как 7 из 7 проб по микробиологическим показателям были неудовлетворительными, что изложено в сообщении администрации Эльбанского городского поселения от 24 февраля 2022 г.
По утверждению истца данной водой нельзя умываться, полоскать рот после чистки зубов и другое из-за возможных появлений кожных заболеваний и отравлений, просил: признать действия ФКУ ИК-6 ФСИН России по Хабаровскому краю незаконными, нарушающими условия содержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в части подачи технической горячей воды в камеру и в баню и взыскать 250 000 руб.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 18 июля 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегия по административным делам Иркутского областного суда от 27 октября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен частично, признаны незаконными и нарушающими права осужденного Романенко Юрия Викторовича действия Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (ОГРН 1162724091606), выразившиеся в подаче технической горячей воды в камеру, в которой отбывает наказание Романенко Юрий Викторович, и баню исправительного учреждения, взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу истца компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в подаче технической горячей воды в камеру, в которой административный истец отбывает наказание, и баню, в размере 20 000 рублей, в также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, всего 20 300 (двадцать тысяч триста) рублей.
Кассаторы просят отменить судебные акты, указывая, что на момент начала постройки исправительного учреждения система водоснабжения и канализации спроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с и. 8.5. рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды па хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме, проектной документацией исправительного учреждения не предусмотрена беспрерывная подача воды, горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых.
По утверждению кассаторов при помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Кассатор настаивает на неправильном применении судами норм права, указывает на то, что не доказан факт негативных последствий для истца допущенными нарушениями.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" предусматривает, что если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение. При обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Руководствуясь указанными разъяснениями суд кассационной инстанции осуществляет также проверку апелляционного определения, которым оставлено без изменения обжалуемое кассатором решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Романенко Ю.В, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, отбывает пожизненное лишение свободы в ФКУ ИК-6 ФСИН России по Хабаровскому краю с 9 января 2018 г. (л.д. 23).
Как следует из справки ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22 декабря 2021 г. N 27/ТО/55-б/н, газовая котельная горячего водоснабжения объекта "Режимный корпус" построена ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю в 2012 г. и передана согласно акту приёмки объекта капитального строительства от 19 ноября 2012 г. заказчиком ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю, подрядчиком ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю застройщику ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю. ФКУ ОКС УФСИН России на основании распоряжения УФСИН России по Хабаровскому краю от 18 марта 2013 г. N 44-р по акту приёма-передачи объектов нефинансовых активов от 11 апреля 2013 г. N 31 котельная стоимостью 12 257218, 14 руб. передана на баланс ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю. В соответствии с распоряжением федерального агентства по управлению государственным имуществом (росимущество) от 26 мая 2017 г. N 107 по акту N 00000017 приема-передачи объектов нефинансовых активов от 1 июня 2017 г. ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю котельная балансовой стоимостью 12 257 218, 14 руб. передана на баланс ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. По состоянию на 21 мая 2019 г. котельная не эксплуатируется по причине демонтажа газового оборудования, газового счётчика с корректором, панели оператора ТР3105Т. В ходе инспекторской проверки ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в июле 2021 г. ФСИН России был составлен и утверждён план мероприятий по обеспечению горячим водоснабжением исправительного учреждения, согласно которому 7 октября 2021 г. с началом отопительного сезона была подана горячая вода в камеры и душевые учреждения.
В справке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22 декабря 2021 г. N 27/ТО/55-б/н указано, что на летний период горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путём нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 штук. На эти нужды в течение года расходуется 164 250 кВт электрической энергии, так как централизованное горячее водоснабжение на летний период отсутствует. В настоящее время после запуска системы отопления с 8 октября 2021 г. в камеры, где содержатся осуждённые, начали подавать горячую воду из системы отопления. Горячая вода в зимнее время подаётся согласно государственному контракту от 24 марта 2021 г. N 25Э/2021, заключенного с ООО "ШелТЭК" (л.д. 33 - 33-оборот).
Согласно государственному контракту на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 23 марта 2022 г. N 25э/2022/24ю, заключённому между ООО "ШелТЭК" (исполнитель) и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (заказчик), предметом данного договора является обязанность исполнителя поставлять через технологически присоединённые тепловые сети заказчику тепловую энергию с теплоносителем, за заказчик обязался принять тепловую энергию с теплоносителем и произвести оплату за них в соответствии с принятым количеством, а также соблюдать предусмотренные договором режим потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии с теплоносителем (п. 1.1) (л.д. 40 - 45).
Тепловая энергия с теплоносителем в соответствии с п. 1.1 данного договора поставляется заказчику на объект - территория исправительной колонии N 6 п. Эльбан, пер. Клубный, д. 7 (п. 1.2 государственного контракта).
В соответствии с п. п. 1.3, 2.2 государственного контракта тепловая энергия с теплоносителем подаётся для отопления и горячего водоснабжения. Источником оплаты определены средства федерального бюджета.
В п. 10.1 государственного контракта указано, что данный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, распространяет своё действие на правоотношения сторон, возникшие с 1 января 2022 г. и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Из протокола лабораторных испытаний от 24 февраля 2022 г. N 2.714, составленного Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", усматривается, что по органолептическим показателям мутности горячая вода по формазину составляет 24, 9 ? 3, 5 ЕМФ при величине допустимого уровня не более 2, 6 ЕМФ, а по цветности составляет 24, 1 ? 4, 8 (градуса) при величине допустимого уровня не более 20 (градуса) (л.д. 37 - 38).
Как следует из актов: от 31 октября 2021 г. N Э0000003820, от 30 ноября 2021 г. N Э0000004249, от 27 декабря 2021 г. N Э0000004726, от 31 января 2022 г. N Э0000000257, от 28 февраля 2022 г. N Э0000000425, от 31 марта 2022 г. N Э0000001096, ООО "ШелТЭК" на основании государственного контракта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю была произведена поставка горячего водоснабжения (л.д. 34 - 36-оборот).
Согласно информации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 6 апреля 2022 г. N 27/55/13-б/н, 8 июня 2022 г. N ог-27/ТО/7-1525 в 2021 г, 7 октября, в камеры и душевые ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "ШелТЭК". После подключения осужденные начали жаловаться на качество подаваемой воды, в связи с чем подача её в душевые была прекращена 25 ноября 2021 г. В камеры вода продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путём нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт. 24 февраля 2022 г. была произведена лабораторная проверка качестве воды, которая выявила превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности - в 10 раз (акт ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 24 февраля 2022 г. N 2.714). 28 февраля 2022 г. руководством учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью (л.д. 46).
Аналогичные сведения указаны в информации Федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России" (далее - ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России) от 15 июня 2022 г. N 96/б/н (л.д. 26 - 26-оборот).
В ответе на запрос суда от 21 июня 2021 г. N 01-30-1736 администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация Эльбанского городского поселения) указала, что на территории Эльбанского городского поселения система горячего водоснабжения отсутствует. Горячее водоснабжение населения осуществляется за счёт индивидуальных электрических водонагревателей. В отопительный период с октября по май возможна подача горячей воды из открытой системы теплоснабжения. Качество воды в системе отопления соответствует критериям теплоносителя.
Из ответа администрации Эльбанского городского поселения от 1 июля 2022 г. N 01-21-1859 усматривается, что доставка теплоносителя в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю осуществляется системой теплоснабжения открытого типа, которая предусматривает возможность во время отопительного сезона полного или частичного разбора воды потребителями в бытовом или промышленном применении непосредственно из теплосети. Деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией на территории Эльбанского городского поселения осуществляет подразделение ООО "ШелТЭК". Котельная и тепловые сети находятся в собственности Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и переданы в управление ООО "ШелТЭК" в соответствии с концессионным соглашением. Запуск системы отопления происходит на основании приказа Минэнерго России по 12 марта 2013 г. N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" и начинается со дня, следующего за днём окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха держится ниже 8 градусов Цельсия. В 2021 г. запуск системы отопления в жилом фонде и учреждениях поселения производился с 6 по 9 октября.
Представленный административным истцом ответ администрации Эльбанского городского поселения без номера и даты ФИО9 а также аналогичный ответ с проставленной на копии датой, 24 февраля 2022 г, не принимаются судом в качестве доказательств по делу в соответствии со ст. 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в них указано на несоответствующую параметрам по санитарно-химическим показателям (7 из 7 проб) и микробиологическим показателям (1 из 7 проб) горячую воду, подаваемую в сеть ООО "ШелТЭК", по данным экспертного заключения ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае и городе Комсомольск-на Амуре" от 25 января 2017 г, то есть почти пять лет назад, в то время как Романенко Ю.В. оспаривается период подачи в камеру и баню некачественной воды с 8 октября 2021 г. по момент подачи административного иска, 16 мая 2022 г.
Судом первой инстанции установлено, что подаваемая ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячая вода в баню в период с 8 октября 2021 г. по 25 ноября 2021 г. и в камеру, в которой содержится осужденный к пожизненном лишению свободы Романенко Ю.В, в период с 8 октября 2021 г. по 28 февраля 2022 г. не соответствовала предъявляемым требованиям по мутности, цветности и содержанию в ней железа. При этом, если в камере, в которой содержится Романенко Ю.В, был обеспечен альтернативный источник горячего водоснабжения в виде возможности подогреть горячую воду кипятильником, то для мытья в бане альтернативный источник горячего водоснабжения с подачей соответствующей требования санитарным и нормам и правилам горячей воды отсутствовал.
По информации от 20 июня 2022 г. N исх-96-1830 филиал ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России осуждённый Романенко Ю.В. наблюдается в филиале Медицинская часть N 9 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, дислоцированном в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с диагнозом: "данные изъяты". 21 октября 2021 г. проведено динамическое наблюдение за состоянием здоровья (п. 31 приказа Министерства юстиции Российской Федерации N 285-2017). Лабораторно обследован, лабораторные показатели в пределах нормы. 18 ноября 2021 г. проведено рентгенографическое обследование органов "данные изъяты", заключение - "данные изъяты". 19 ноября 2021 г. проведён диспансерный осмотр по диагнозу "данные изъяты", он снят с диспансерного учёта с диагнозом "данные изъяты", и ему рекомендовано соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, исключение "данные изъяты". 31 января 2022 г. проведено динамическое наблюдение за состоянием здоровья Романенко Ю.В. (п. 31 приказа Министерства юстиции Российской Федерации N 285-2017). Лабораторно обследован, показатели в пределах нормы. 22 февраля 2022 г. проведена вакцинация "данные изъяты". 7 июня 2022 г. осмотрен "данные изъяты", общее состояние удовлетворительное, диагноз: "данные изъяты", даны рекомендации (л.д. 23).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использование некачественной горячей воды не привело к каким-либо последствиям в виде заболеваний, связанных с её использованием, в связи с чем доводы административного иска Романенко Ю.В. в данной части отклонены судом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку обеспечение камер и душевой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю соответствующей требованиям санитарных норм и правил горячей водой являлось, в том числе с учётом наличия построенной при сдаче в эксплуатацию исправительного учреждения газовой котельной, и является обязательным, то неисполнение исправительным учреждением требований нормативных актов, указанных в решение суда, нарушает права Романенко Ю.В. на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. Данное нарушение относится к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции исходил из того, что несмотря на некачественную горячую воду, Романенко Ю.В. был предоставлен кипятильник для подогрева воды и использования горячей воды в личных целях, что составляло альтернативу подачи горячей воды и позволяло производить в камере гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов).
С учётом того, что в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края отсутствует горячее водоснабжение, и жители посёлка пользуются водонагревателями, Романенко Ю.В, как и жители п. Эльбан Амурского района Хабаровского края, не был лишён возможности использования горячей воды в камере путём её нагрева, однако был вынужден мыться в бане некачественной горячей водой из-за отсутствия альтернативы её предоставления, с учётом отсутствия каких-либо негативных последствий, связанных с предоставлением не соответствующий параметрам качества горячей воды, требований разумности и справедливости, суд первой инстанции посчитал возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 20 000 рублей.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Частью 2 ст. 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47), право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц, согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47, следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч. ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст. ст. 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", ст. ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст. ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47).
Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Исходя из положений ч. 10 ст. 16, ч. 6 ст. 74 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Частью 3 ст. 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295 и зарегистрированы в Минюсте России 26 декабря 2016 г. N 44930 (далее - Правила).
В соответствии с п. 15 Правил при осуществлении осужденными своих прав администрацией исправительного учреждения не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы осужденных.
Согласно п. 16 Правил осужденные обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены.
Не менее двух раз в месяц в нерабочее время организуются проверки-смотры всех осужденных, во время которых проверяется их внешний вид, в том числе состояние одежды, обуви и стрижки (п. 23 Правил).
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя, в том числе время туалета.
В силу п. 19.2.1 "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утверждённых и введённых в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 г. N 1454/пр (далее - СП 308.1325800.2017), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Пунктом 9.1 СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*, утверждёнными приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 920/пр (далее - СП 30.13330.2020), предусмотрено, что в зависимости от объема и режима потребления горячей воды на хозяйственно-питьевые нужды, ее приготовление следует предусматривать централизованной системой теплоснабжения здания или местными установками. Выбор схемы подогрева и обработки воды для систем централизованного горячего водоснабжения следует предусматривать согласно СП 124.1330.
Как следует из содержания судебного акта суда первой инстанции, всем доводам ответчика была дана надлежащая правовая оценка, как правильно указал суд первой инстанции строительство газовой котельной вместе с объектом "Режимный корпус" свидетельствует о том, что при вводе объекта в эксплуатацию в 2012 г. была предусмотрена подача горячей воды в камеры, в связи с чем несостоятельными являются доводы представителя административного ответчика о том, что рабочей документацией на объект "Режимный корпус", утвержденной в 1994 г, отопление предусматривалось от сетей теплоснабжения на хозяйственно-бытовые нужды, в то время как Свод правил 308.1325800.2017 введён в действие с 20 апреля 2018 г, а также о том, что проектной документацией ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена подача горячего водоснабжения в камеры содержания.
В обоснование выводов о частичном удовлетворении требований судом первой инстанции правильно применены следующие положения.
В соответствии с п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. N 130-дсп (далее - СП17-02) здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01.85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
В силу п. 20.5 Инструкции СП 17-02 подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Согласно п. 9.2 СП 30.13330.2020 не допускается соединять трубопроводы системы горячего водоснабжения с трубопроводами, подающими горячую воду на технологические нужды, а также имеющими непосредственный контакт с технологическим оборудованием и установками приготовления горячей воды, подаваемой потребителю с возможным изменением ее качества.
Абзацем 3 п. 19.2.1 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что качество воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074.
Указанные санитарные правила и нормы признаны утратившими силу с 1 марта 2021 г. в связи с утверждением и введением в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В силу п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно п. 6.15 СП 124.1330 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Качество подпиточной и сетевой воды для открытых систем теплоснабжения и качество воды горячего водоснабжения в закрытых системах должно удовлетворять требованиям к питьевой воде в соответствии с СанПиН 2.1.3685.
Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков изложены в таблице 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
В соответствии с п. 556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 величина ПДК железа (Fe, суммарно) составляет 0, 3 мг/л, лимитирующий показатель вредности - орг, класс опасности - 3.
Органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды, изложены в таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21.
В п. п. 3, 5 СанПиН 1.2.3685-21 указано, что вода питьевая централизованного и нецентрализованного водоснабжения не должна иметь цветность более 20 градусов и не превышать мутность по нормативу в 2, 6 ЕМФ по формазину и 1, 5 ЕМФ по каолину.
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны судом апелляционной инстанции, установив, что подаваемая ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячая вода в баню в период с 8 октября 2021 г. по 25 ноября 2021 г. и в камеру, в которой содержится осужденный к пожизненному лишению свободы Романенко Ю.В, в период с 8 октября 2021 г. по 28 февраля 2022 г. не соответствовала предъявляемым требованиям по мутности, цветности и содержанию в ней железа, для мытья в бане альтернативный источник горячего водоснабжения с подачей соответствующей требованиям санитарным нормам и правилам горячей воды отсутствовал пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в местах лишения свободы, выразившееся в нарушение права Романенко Ю.В. на обеспечение санитарных условий, не согласие кассаторов с размером взысканной компенсации в пользу истца не является основанием для отмены судебных актов.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что, несмотря на некачественную горячую воду, Романенко Ю.В. был предоставлен кипятильник для подогрева воды и использования горячей воды в личных целях, что составляло альтернативу подачи горячей воды и позволяло производить в камере гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов), выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам по спору.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующие спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного ответчика по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегия по административным делам Иркутского областного суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.