Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-71/2022 (УИД:22RS0016-01-2022-000075-27) по иску прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах Арцыбашева Дмитрия Витальевича к Муниципальному унитарному предприятию "Волчихинские коммунальные системы" Волчихинского района Алтайского края о перерасчете заработной платы, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Арцыбашева Дмитрия Витальевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Волчихинского района обратился в суд в интересах Арцыбашева Дмитрия Витальевича (далее - Арцыбашев Д.В.), с иском к муниципальному унитарному предприятию "Волчихинские коммунальные системы" Волчихинского района Алтайского края (далее - МУП "Волчихинские коммунальные системы", ответчик) о перерасчете заработной платы, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что 11 декабря 2019 г. между ассоциацией "Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций", алтайской краевой общественной организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края заключено Краевое отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций. Положения данного соглашения распространяются на организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы.
9 сентября 2020 г. создано МУП "Волчихинские коммунальные системы". На основании постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 12 ноября 2020 г. N на территории с. Волчиха Волчихинского района услуги по теплоснабжению населению, а также организациям социальной сферы оказывает МУП "Волчихинские коммунальные системы".
Постановлением администрации Волчихинского района Алтайского края от 12 ноября 2020 г. N МУП "Волчихинские коммунальные системы" наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения.
Согласно частей 8, 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В ходе проведенной проверки установлено, что мотивированный письменный отказ МУП "Волчихинские коммунальные системы" от присоединения к указанному соглашению в Управление Алтайского края по труду и занятости населения не направляло. При таких обстоятельствах на МУП "Волчихинские коммунальные системы", не являющегося участником заключенного соглашения, но не отказавшегося в установленный срок от присоединения к нему, в полном объеме распространяются положения этого соглашения.
Пунктом 2.3.1. соглашения предусмотрено, что организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов).
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2019 - 2021 годы, минимальный размер оплаты труда составлял 13 000 руб. Согласно пункту 15 Положения об оплате труда работников организации муниципального унитарного предприятия "Волчихинские коммунальные системы", утвержденного директором 9 сентября 2020г, размер месячного должностного оклада (тарифной ставки) работника МУП "Волчихинские коммунальные системы" определяется в трудовом договоре, штатном расписании.
2 ноября 2020 Арцыбашев Д.В. принят в МУП "Волчихинские коммунальные системы" на должность "данные изъяты" (структурное подразделение - водоснабжение). 1 декабря 2021 г. между МУП "Волчихинские коммунальные системы" и Арцыбашевым Д.В. заключено дополнительное соглашение, согласно которому работнику установлена тарифная ставка в размере 62 руб. 25 коп. за 1 час работы при часовой оплате, 25% районный коэффициент к окладу, надбавка (доплата и другие выплаты) согласно штатному расписанию. Согласно штатному расписанию МУП "Волчихинские коммунальные системы" от 1 декабря 2021 г. Арцыбашеву Д.В. установлен оклад 10 229 руб. 54 коп, доплата до минимального размера оплаты труда - 2 770 руб. 46 коп, ночные 20% - 3 418 руб. 07 коп, районный коэффициент 25%.
Таким образом, МУП "Волчихинские коммунальные системы" не установлен размер месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере минимального размера оплаты труда. Поскольку месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, применяемая работодателем при определении тарифной ставки работника, не соответствует размеру, установленному отраслевым тарифным соглашением, то заработная плата рассчитывается неверно, в меньшем размере. Несоблюдение работодателем требований законодательства существенным образом нарушает права Арцыбашева Д.В. на получение заработной платы в полном размере, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения.
Указанными неправомерными действиями работодателя МУП "Волчихинские коммунальные системы", выразившихся в начислении и выплате заработной платы в меньшем размере, Арцыбашеву Д.В. причинен моральный вред в размере 5 000 руб, который выразился в нравственных страданиях, переживаниях по поводу получения заработной платы за продолжительный период времени в меньшем размере, что не дает Арцыбашеву Д.В. возможность обеспечивать нормальные условия проживания семьи.
Прокурор Волчихинского района, действующий в интересах Арцыбашева Д.В. просил суд обязать МУП "Волчихинские коммунальные системы" произвести перерасчет и осуществить выплату заработной платы Арцыбашеву Д.В. за период с 1 ноября 2020 г. по 28 февраля 2022 г, с учетом размера тарифной ставки, установленной краевым отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы, взыскать с МУП "Волчихинские коммунальные системы" в пользу Арцыбашева Д. В. за нарушение срока выплаты заработной платы денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки с 1 ноября 2020 г. по день вынесения итогового решения суда, взыскать с МУП "Волчихинские коммунальные системы" в пользу Арцыбашева Д.В. компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
В дальнейшем исковые требования были уточнены в части периода перерасчета, прокурор просил выплату произвести по день увольнения Арцыбашева Д.В, то есть по 11 мая 2022 г.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 29 июня 2022 г. исковые требования прокурора Волчихинского района Алтайского края удовлетворены частично: на муниципальное унитарное предприятие "Волчихинские коммунальные системы" возложена обязанность произвести перерасчет и осуществить выплату заработной платы Арцыбашеву Дмитрию Витальевичу за период со 2 ноября 2020 г. по 11 мая 2022 г. в соответствии с "Краевым отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы".
С Муниципального унитарного предприятия "Волчихинские коммунальные системы" Волчихинского района Алтайского края в пользу Арцыбашева Дмитрия Витальевича взыскана компенсация морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В части исковых требований о взыскании денежной компенсации, отказано.
С муниципального унитарного предприятия "Волчихинские коммунальные системы" Волчихинского района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования Волчихинский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 октября 2022 г. решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 29 июня 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Волчихинского района в интересах Арцыбашева Д.В. к МУП "Волчихинские коммунальные системы" о перерасчете заработной платы, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Арцыбашев Д.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 октября 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что МУП "Волчихинские коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения и водоснабжения. При регулировании тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов - расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности. Указывает, что согласно пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г..N1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям. В силу пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г..N406, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений. Таким образом, при определении регулирующими органами тарифов на услуги МУП "Волчихинские коммунальные системы" в сфере теплоснабжения, водоснабжения учитывается фонд оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений. На территории Алтайского края действует Региональное соглашение между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2021 - 2023 годы от 18 декабря 2020 г, в соответствии с п. 2.1.1 которого работодатели обязаны обеспечивать оплату труда работников в размере, не ниже предусмотренного в отраслевых тарифных соглашениях, региональных отраслевых соглашениях.
Пунктом 2.1.2 указанного соглашения предусмотрено, что работодатели обязаны обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда в объеме, не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае, без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, иных компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами. Аналогичные условия по обязательствам работодателей в области оплаты труда предусмотрены и районным соглашением между объединениями работодателей, районным Советом профсоюзов и Администрацией Волчихинского района Алтайского края на 2021 -2023 годы от 26 марта 2021 г..От присоединения к указанным соглашениям МУП "Волчихинские коммунальные системы" не отказывалось, соглашения принимались после создания предприятия, следовательно, у работодателя отсутствовали законные основания для невыполнения условий данных соглашений в части оплаты труда работников.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Алтайского края, МУП "Волчихинские коммунальные системы" принесены письменные возражения, в которых прокурор Алтайского края и ответчик просят оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 октября 2022 г. без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Арцыбашев Д.В, представитель МУП "Волчихинские коммунальные системы", Арцыбашев Д.В. представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 декабря 2019 г. между ассоциацией "Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций", алтайской краевой общественной организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края заключено краевое отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций, установленных в соответствии с пунктом 1.4 настоящего Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций.
Положения данного соглашения распространяются на организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы.
Согласно п. 2.3.1 Краевого отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда (минимальный оклад), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов).
Организации, в которых расходы на оплату труда при установлении минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на уровне МРОТ не обеспечиваются за счет ранее установленного тарифа, могут устанавливать иной размер минимальной месячной тарифной ставки, но не ниже 0, 8 МРОТ. При этом не допускается снижение размера ранее установленных тарифных ставок (окладов) в организациях. Указанные организации обязуются производить повышение размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда с целью доведения его до МРОТ, установленного федеральным законом, до окончания срока действия данного соглашения, при условии учета соответствующих расходов при определении (корректировке) органом регулирования тарифов необходимой валовой выручки организации.
9 сентября 2020 г. создано МУП "Волчихинские коммунальные системы". На основании постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 12 ноября 2020 г. N на территории с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края услуги по теплоснабжению населению, а также организациям социальной сферы оказывает МУП "Волчихинские коммунальные системы".
Постановлением администрации Волчихинского района Алтайского края от 12 ноября 2020 г. N МУП "Волчихинские коммунальные системы" наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения.
Приказом N от 2 ноября 2020 г. Арцыбашев Д.В. принят в МУП "Волчихинские коммунальные системы" на должность машиниста насосных установок (структурное подразделение - водоснабжение) с окладом в размере 2 000 руб. с районным коэффициентом 1, 25.
2 ноября 2020 г. между истцом и ответчиком заключен трудовой договор на срок до 2 июня 2021 г.
15 марта 2021 г. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 2 ноября 2020 г, согласно которому трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Согласно штатному расписанию МУП "Волчихинские коммунальные системы", от 1 декабря 2021 г. Арцыбашеву Д.В, занимающему должность "данные изъяты", установлен оклад - 2000 руб, доплата до МРОТ 11 000 руб, ночные 20% - 126 руб. 56 коп, районный коэффициент 25% 3 281 руб. 64 коп.
1 декабря 2021 г. между МУП "Волчихинские коммунальные системы" и Арцыбашевым Д.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 2 ноября 2020 г, согласно которому работнику установлена тарифная ставка в размере 62 руб. 25 коп. за 1 час работы при часовой оплате, 25% районный коэффициент к окладу, надбавка (доплата и другие выплаты) согласно штатному расписанию.
Согласно штатному расписанию МУП "Волчихинские коммунальные системы" от 1 декабря 2021 г. Арцыбашеву Д.В. установлен оклад - 10 229 руб. 54 коп, доплата до МРОТ - 2 770 руб. 46 коп, ночные 20% - 3 418 руб. 07 коп, районный коэффициент 25%.
Из п. 3.1.1. коллективного договора МУП "Волчихинские коммунальные системы" на 2020 - 2023 годы от 2 октября 2020 г. следует, что размеры тарифных ставок и окладов, иные доплаты устанавливаются Положением об оплате труда, утверждаемым работодателем.
Согласно п. 15 Положения об оплате труда работников организации "МУП Волчихинские коммунальные системы", утвержденного 9 сентября 2020 г, размер месячного должностного оклада (тарифной ставки) работника МУП "Волчихинские коммунальные системы" определяется в трудовом договоре, штатном расписании.
Арцыбашев Д.В. на основании приказа N от 11 мая 2022 г. уволен из МУП "Волчихинские коммунальные системы" на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что из имеющихся в материалах дела расчетных листков за период 2020-2022 годы, трудовых договоров, штатных расписаний, положений об оплате труда следует, что начисление заработной платы работодателем за указанный период Арцыбашеву Д.В. осуществлялось с нарушениями соглашения, поскольку месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, применяемая работодателем при определении тарифной ставки работника, не соответствует размеру, установленному отраслевым тарифным соглашением. Суд пришел к выводу о том, что несоблюдение работодателем требований законодательства существенным образом нарушает права Арцыбашева Д.В. на получение заработной платы в полном размере, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения.
Поскольку недоплаченная Арцыбашеву Д.В. заработная плата ему не начислялась, суд не усмотрел правовых оснований для взыскания денежной компенсации.
В связи с допущенным работодателем нарушением прав работника, приняв во внимание обстоятельства дела, степень нарушения трудовых прав, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. в пользу Арцыбашева Д.В.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 29 июня 2022 г. отменил, принял по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Волчихинского района в интересах Арцыбашева Д. В. к МУП "Волчихинские коммунальные системы" о перерасчете заработной платы, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда оставил без удовлетворения. При этом судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда исходила из того, что МУП "Волчихинские коммунальные системы" не является участником Краевого Отраслевого тарифного соглашения в жилищно - коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020-2022 годы, не присоединялось к указанному отраслевому тарифному соглашению и, следовательно, к нему не применяются положения Краевого отраслевого тарифного соглашения в жилищно - коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, помимо трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частями 1, 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В иске прокурором заявлено требование о приведении заработной платы Арцыбашева Д.В. в соответствие с краевым отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы.
Действие отраслевых тарифных соглашений во времени и по кругу лиц регулируется нормами ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В отношении порядка присоединения к региональным отраслевым соглашениям, заключенным в Алтайском крае, действуют нормы закона Алтайского края от 14 июня 2007 г. N 55-ЗСС "О социальном партнерстве в Алтайском крае".
Согласно частям 1- 3 ст. 14 Закона Алтайского края от 14 июня 2007 г. N55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" по предложению сторон орган исполнительной власти Алтайского края или орган местного самоуправления имеют право после опубликования соответствующего соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение доводится до сведения работодателей в порядке, установленном законодательством Алтайского края, иными нормативными правовыми актами, и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатель в течение 30 календарных дней с момента доведения до его сведения предложения о присоединении к соглашению не представил мотивированный письменный отказ присоединиться к нему вместе с протоколом консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, то соглашение считается распространенным на данного работодателя со дня доведения до его сведения указанного предложения.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель (уполномоченный представитель) соответствующего органа исполнительной власти Алтайского края, органа местного самоуправления вправе пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 июня 2009 г. N 248 утвержден Порядок опубликования регионального, региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений и предложений о присоединении к ним, в соответствии с пунктом 4 которого предложения о присоединении к региональному, региональным отраслевым (межотраслевым) соглашениям оформляются в соответствии со ст. 14 Закона Алтайского края от 14 июня 2007г. N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" и направляются управлением Алтайского края по труду и занятости населения в течение 14 календарных дней со дня поступления в газету "Алтайская правда" для официального опубликования.
По смыслу вышеприведенных норм для распространения действия соглашения на организацию необходимо, чтобы работодатель либо принимал участие в заключении этого соглашения, либо на момент подписания соглашения являлся членом объединения работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившего соглашение, либо вступить в такое объединение работодателей в период действия соглашения, либо уполномочить указанное объединение от его имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение, либо отказаться от присоединения к соглашению в установленном порядке.
Краевое отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы заключено 11 декабря 2019г, зарегистрировано за N
Как следует из п. 1.6. Краевого отраслевого тарифного соглашения в жилищно - коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020- 2022 годы, оно заключено между работодателями и работниками организаций в лице их полномочных представителей (сторон):
от работодателей - Ассоциация "Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций";
от работников - Алтайской краевой общественной Организацией общественной организации - Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения;
- Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ датой государственной регистрации МУП "Волчихинские коммунальные системы" как юридического лица является 9 сентября 2020 г.
По сведениям, представленным по запросу суда апелляционной инстанции, управлением Алтайского края по труду и занятости населения, в соответствии с ч. 1 ст. 14 закона Алтайского края от 14 июня 2007 г. N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" предложение работодателям, не участвовавшим в заключении краевого отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы, присоединиться к нему опубликовано в номере 246 газеты "Алтайская правда", вышедшем во вторник, 31 декабря 2019 г.
При этом нормы как главы 7 Трудового кодекса Российской Федерации, так и закона Алтайского края от 14 июня 2007 г. N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" не содержат запрета на неоднократное в течение всего периода действия соглашения опубликование предложения работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Между тем, судом апелляционной инстанции установлено отсутствие доказательств того, что такое предложение в отношении спорного соглашения опубликовывалось неоднократно.
Из изложенного следует, что МУП "Волчихинские коммунальные системы" не принимало непосредственного участия в заключении данного соглашения и не могло уполномочить объединение работодателей выступать от своего имени при проведении коллективных переговоров и заключении соглашения, а также направить мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению в установленный законом 30-дневный срок (который истекал 30 января 2020 г.), поскольку на момент подготовки проекта соглашения, его подписания, опубликования самого соглашения и предложения работодателям о присоединении к нему МУП "Волчихинские коммунальные системы" не существовало.
Исходя из материалов дела, ответчик является вновь созданной организацией, не является правопреемником МУП "Волчихинское", которое ранее осуществляло функции теплоснабжающей организации в Волчихинском районе Алтайского края и прекратило деятельность в результаты процедуры банкротства, поэтому нельзя исходить из того, что ответчик с момента его создания автоматически присоединился к соглашению в результате действий правопредшественника.
Также суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что изложенные выше нормы материального права не содержат положений о том, что тридцатидневный срок на выражение позиции относительно отказа от присоединения к соглашению начинает течь с момента создания юридического лица, так как законом это императивно не предусмотрено, такое толкование противоречит логике законодательного регулирования, заключающейся в необходимости доведения предложения о присоединении к соглашению до сведения работодателей установленным законом способом.
Возможность распространения действия соглашения на ответчика зависит в данном случае только от того, вступило ли МУП "Волчихинские коммунальные системы" в период действия соглашения в ассоциацию "Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций".
В силу части первой статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" объединением работодателей признается вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей.
Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N156-ФЗ "Об объединении работодателей")
К обязанностям членов объединения работодателей относится соблюдение условий соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями (ст. 8 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N156-ФЗ "Об объединении работодателей").
По смыслу закона вступление организации в объединение работодателей носит исключительно добровольный характер, сам по себе факт осуществления деятельности в установленной сфере не свидетельствует об автоматическом приобретении членства в соответствующем объединении работодателей и, следовательно, такое соглашение, заключенное объединением работодателей, не распространяется на такого работодателя.
По запросу суда апелляционной инстанции ассоциация "Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций" сообщила, что МУП "Волчихинские коммунальные системы" в данную ассоциацию не вступало.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному к выводу о том, что действие краевого отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Алтайского края на 2020 - 2022 годы не распространяется на МУП "Волчихинские коммунальные системы". Ввиду того, что требования прокурора о перерасчете заработной платы Арцыбашеву Д.В. основаны исключительно на указанном соглашении, остальные указанные в исковом заявлении требования являются производными от него, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда пришла к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на Региональное соглашение между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2021-2023 годы" (заключено 18 декабря 2020 года) являются несостоятельными, поскольку иск прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах Арцыбашева Д.В. на положениях указанного Регионального соглашения не основывался, в обоснование доводов исковых требований прокурор на указанное Соглашение не ссылался.
Кроме того, пунктами 2.1.1, 2.1.2 указанного Регионального соглашения между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2021-2023 годы" (заключено 18 декабря 2020 года) на работодателей возложена обязанность обеспечивать оплату труда работников в размере не ниже предусмотренного в отраслевых тарифных соглашениях, региональных отраслевых соглашениях, действующих в отношении работодателя, а также обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в объеме не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о размере минимально заработной платы в Алтайском крае, без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, иных компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
Следовательно, указанное Региональное соглашение между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2021-2023 годы" (заключено 18 декабря 2020 года) не содержит правил, обязывающих работодателя обеспечивать минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов). Не содержит таких положений и Районное соглашение между объединениями работодателей, районным Советом профсоюзов и Администрацией Волчихинского района Алтайского края на 2021- 2023 годы от 26 марта 2021 г.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Арцыбашева Дмитрия Витальевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.