Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Ковалевской В.В, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД42RS0011-01-2022-002272-88 по иску Макаровой Анастасии Викторовны к Управлению жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности установить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, по кассационной жалобе Управления жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 12 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав представителя Управления жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Ефлову О.М, представителя ООО "Чистый город Кемерово" Демина Д.В, поддержавших доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макарова А.В. обратилась в суд с иском, просила обязать Управление жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа установить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов от жилого "адрес" на расстоянии, установленном санитарным законодательством. В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома по адресу: "адрес". Мусорные контейнеры на данном участке отсутствуют, в связи с чем собственники жилых помещений не имеют возможности складировать мусор. ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия в адрес администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с требованием установить мусорные контейнеры на переулке Салаирском. Согласно ответа администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа определить место накопления ТКО с учетом сложившейся застройки и санитарных норм в районе "адрес" не представляется возможным. Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа также пояснила, что место накопления ТКО организовано напротив "адрес" объемом 7, 6 куб.м. Жильцам данного района предоставлен один бункер на несколько улиц, который находится на значительном расстоянии от "адрес". Управлением Роспотребнадзора по КО в "адрес" объявлено предостережение Управлению жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о недопустимости нарушения обязательных требований и изложено требование оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов от жилого "адрес" на расстоянии, установленном санитарным законодательством. До настоящего времени такая площадка не оборудована.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 12 сентября 2022 г. постановлено:
Исковые требования Макаровой А.В. удовлетворить.
Обязать Управление жизнеобеспечения Администрации Ленинск- Кузнецкого городского округа установить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов от жилого "адрес" на расстоянии, установленном санитарным законодательством.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 г. постановлено указанное решение оставить без изменения.
В кассационной жалобе представитель Управления жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Ефлова О.М. просит судебные акты отменить. Указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права. Настаивает на отсутствии возможности оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов от жилого "адрес" на расстоянии, установленном санитарным законодательством.
На доводы кассационной жалобы ООО "Чистый город Кемерово" представлен отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
Так, в соответствии п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец является собственником жилого дома по адресу: "адрес".
В соответствии с постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 15.02.2019 N 207 "Об обустройстве мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа", Управление жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа является органом, уполномоченным на принятие решений о согласовании или об отказе в согласовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа, на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ленинск- Кузнецкого городского округа; на согласование мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа и утверждаемых постановлением Администрации Ленинск- Кузнецкого городского округа.
Согласно территориальной схемы обращения с отходами, реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, утвержденного приказом Управления жизнеобеспечения Администрации Ленинск- Кузнецкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N, ближайшее общественное место накопления ТКО в районе жилого "адрес" путем установки бункера-накопителя объемом 7, 6 куб. м, расстояние от него до дома истца составляет более 100 метров.
Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в адрес Управления жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа было направлено предостережение N от ДД.ММ.ГГГГ, о недопустимости нарушения обязательных требований Федеральных законов N 52-ФЗ от 30.03.1991 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", требование оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов от жилого "адрес" на расстоянии, установленном санитарным законодательством.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции постановилобжалуемое решение, с которым согласился суд апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований, поскольку истец лишен возможности пользоваться предусмотренной законом гарантией расположения места складирования ТКО на расстоянии установленном санитарными законодательством.
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу, не находит.
Выводы судов основаны на верном толковании ст. 11, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039; ст.8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21.
Доводы кассационной жалобы о невозможности определить место накопления твёрдых коммунальных отходов по указанному адресу с учетом близости детской площадки, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено таких доказательств, периметр и расстояние установленное законом, позволяют задействовать иную территорию.
Доводы кассационной жалобы о том, что имеются сложности рельефа для обеспечения подъездных путей для спецтехники, не опровергают выводы судов, также являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку не освобождают ответчика, исходя из возложенных на него законом полномочий обеспечить исполнение обязанности по решению вопросов об обеспечении потребителей надлежащей услугой по сбору твердых коммунальных отходов.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов, собранных доказательств по делу.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 12 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жизнеобеспечения Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.