Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2187/2022 (УИД:75RS0001-02-2022-002344-12) по иску Гуды Юрия Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве, нуждающегося в жилом помещении, по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавшего участие в судебном заседании посредством видео конференц - связи представителя Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" Шишканова Владимира Александровича, действующего на основании доверенности от 9 января 2023 г. N, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гуда Юрий Николаевич (далее - Гуда Ю.Н, истец) обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю", ответчик) о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований Гуда Ю.Н. указал, что с 9 августа 1995 г. по 17 мая 2017 г. он проходил военную службу по контракту, уволен с военной службы "данные изъяты". Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю N от 6 июня 2017 г. он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Саратове с 28 апреля 2017 г. с составом семьи два человека - истец Гуда Ю.Н. и жена Г.
12 марта 2020 г. он обратился с заявлением в жилищную комиссию Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без указания выбора места дальнейшего проживания, на основании пункта 19 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащего". Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии N от 26 марта 2020 г. данное заявление утверждено. 25 ноября 2021 г. в отношении него и члена его семьи (супруги), в рамках перерегистрации военнослужащих, состоящих на учете, вновь состоялось заседание жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю N, по решению которого он и его жена сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, как обеспеченные жилым помещением в качестве членов семьи собственника более учетной нормы для г. Саратова - 10 кв. м. на человека. Полагает, что ответчиком нарушены п. 5 ст. 2, п. 5 ст. 3 и п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также положения Приказа ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590 "Об утверждении Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями". Поскольку истцом 12 марта 2020 г. подано заявление о замене получения жилого помещения в г. Саратов на получение жилищной субсидии без привязки к населенному пункту, а 30 марта 2020 г. заявление утверждено, то истец с составом семьи 2 человека подлежали обеспечению жилым помещением в форме субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
В данном случае норма предоставления субсидии определяется пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и составляет 18 кв. м на одного человека. Жилищная комиссия незаконно внесла в пункт 4.1 протокола решения Жилищной комиссии от 25 ноября 2021 г. N сведения о том, что истец состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в г. Саратов и приняла к расчету учетную норму обеспечения жилым помещением в г. Саратов в размере 10 кв. м. на человека вместо 18 кв. м. на человека, установленных пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Кроме того, истец с женой проживает и зарегистрированы по адресу: "адрес" так как за все время службы в Пограничном управлении Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю истцу, так и не было выдано служебное жилье. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Г. (отец жены) N доли, Г. (сын истца) N доли, Г. (сын истца) N доли.
N доли в указанном жилом помещении принадлежала Г. (мать жены), которая ДД.ММ.ГГГГ умерла. Жена истца в наследство не вступала. У Г. 4 наследника первой очереди; муж и 3 дочери. Жилое помещение перешло в собственность вышеуказанных граждан по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации) в 2010 году. В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрировано 5 человек: истец, жена Г, сын Г, сын Г, отец жены Г. Истец с женой жилых помещений в собственности не имеют, в приватизации не участвовали. Жилищная комиссия Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю в своем решении указала, что регистрация в указанном жилом помещении дает основания для исключения истца из списка нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г..N 1768. Истец не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. Комиссия при расчете нормы жилой площади на каждого члена семьи не брала во внимание тот факт, что в настоящее время 1/4 доли жилого помещения, принадлежащая умершей матери жены, находится в процессе оформления наследства. Истец и его супруга находились на учете нуждающихся в жилом помещении с 28 апреля 2017 г..по 25 ноября 2021 г..до момента смерти Г, факта от них не зависящего.
Истец действий по намеренному улучшению жилищных условий, либо намеренному ухудшению жилищных условий в течение 5 лет до момента подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не совершал. Согласия на снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы истец не давал. Сослался также на то обстоятельство, что на основании пункта 25 приложения 1 к Постановлению администрации городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" от 9 февраля 2021 г..N "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц" многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", в котором он с женой проживает признан аварийным и подлежащим сносу.
Гуда Ю.Н. просил суд признать незаконным и отменить пункт 4.1. протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю от 25 ноября 2021 г. N о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении старшего прапорщика запаса Гуда Ю.Н. с составом семьи два человека: он и жена Г.; обязать ответчика восстановить Гуда Ю.Н. с составом семьи два человека: он и жена Г. в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении с 28 апреля 2017 г. как подлежащих обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Читы от 30 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Гуда Юрия Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве, нуждающегося в жилом помещении, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 октября 2022 г. решение Центрального районного суда города Читы от 30 мая 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Гуды Юрия Николаевича удовлетворены.
Решение жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю от 25 ноября 2021 г. N о снятии "данные изъяты" Гуды Ю.Н. и члена его семьи - жены Г. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Саратове признано незаконным и отменено.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" возложена обязанность восстановить Гуду Ю.Н. и члена его семьи - жену Г. на учете нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет, с 28 апреля 2017 г.
В кассационной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 октября 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что работа жилищных комиссий органов Федеральной службы безопасности регламентирована Положением о жилищных комиссиях, утвержденным приказом Федеральной службы безопасности России от 1 марта 2012 г..N96, из которого следует, что в пограничном органе действует одна жилищная комиссия, созданная в аппарате управления. Указывает, что в ноябре 2021 г..жилищной комиссий Управления в рамках работы по перерегистрации военнослужащих (граждан), состоящих на учете, предусмотренной пунктом 26 Правил N590, осуществлена проверка жилищных условий Гуды Ю.Н, по результатам которой установлено, что согласно финансово - лицевого счета N от 15 ноября 2021 г, оформленного Администрацией городского поселения "Забайкальское" на жилое помещение по адресу: "адрес" указанном помещении проживают 5 человек: Гуда Ю.Н, жена Г, сын Г, сын Г, отец жены Г. Таким образом, учитывая, что в указанном жилом помещении на тот момент времени проживало 5 человек, то на каждого члена семьи в тот числе на Гуду Ю.Н. и его супругу Г. приходилось по 11, 84 кв. м. Из решения Саратовской городской думы от 27 октября 2005 г..N "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения" следует, что учетная норма в г..Саратове составляет 10 кв. м. и менее на одного человека. С учетом изложенного, жилищная комиссия пришла к выводу, что Гуда Ю.Н. и член его семьи обеспечены жилым помещением более учетной нормы, в связи с чем, истец и его жена считаются утратившими право на получение жилого помещения по договору социального найма. Со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации заявитель указывает на наличие оснований для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях при утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Другие основания признания Гуда Ю.Н. и члена его семьи нуждающимися в жилом помещении, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствовали. Также указывает, что обязанности по расселению из аварийного жилья возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края издавшей постановление от 9 февраля 2021 г..N. На основании изложенного, заявитель полагает, что жилищная комиссия Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю при принятии решения о снятии Гуда Ю.Н. и члена его семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении действовала в пределах предоставленных полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, ведомственными правовыми актами, и как следствие, не могла допустить нарушение охраняемых законом прав и интересов Гуда Ю.Н. и члена его семьи.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Гуда Ю.Н. Тюкавкиным И.С. представлены письменные возражения, в которых просит оставить апелляционное определение без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Гуда Ю.Н, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Гуда Ю.Н. с 30 ноября 1999 г. по 18 мая 2017 г. проходил военную службу в "данные изъяты". Уволен с военной службы "данные изъяты"
Гуда Ю.Н. проживал и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение принадлежало на праве собственности по N доли сыновьям Гуды Ю.Н. - Г. и Г, матери жены ФИО1 Г. и отцу жены Гуды Ю.Н. - Г.
28 апреля 2017 г. Гуда Ю.Н. обратился в жилищную комиссию Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятии на учет для предоставления жилого помещения в г. Саратове с составом семьи два человека (он и жена Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Решением жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю от 6 июня 2017 г. (протокол N) с внесенными изменениями от 20 декабря 2017 г. (протокол N) Гуда Ю.Н. и член его семьи, жена Г, признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Саратове с 28 апреля 2017 г. При этом истец и его жена приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с пунктом вторым части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, как члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая установлена в г. Саратове.
На основании решения жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю от 30 марта 2020 г. (протокол N) Гуда Ю.Н. и его жена Г, в связи с заявлением Гуды Ю.Н. от 3 марта 2020 г. учтены как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В ноябре 2021 г. жилищной комиссией Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю в рамках работы по перерегистрации военнослужащих (граждан), состоящих на учете, предусмотренной пунктом 26 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом Федеральной службы безопасности России от 24 октября 2011 г. N590, осуществлена проверка жилищных условий Гуды Ю.Н, по результатам которой установлено, что в жилом помещении по адресу: "адрес" проживает 5 человек: Гуда Ю.Н, жена Г, сын Г, сын Г, отец жены Г.
Также комиссией установлено, что указанное жилое помещение, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от 19 ноября 2021 г, принадлежит на праве общей долевой собственности сыну истца - Г. (доля в праве N), сыну истца - Г. (доля в праве N), отцу жены Гуды Ю.Н. - Г. (доля в праве N), и матери жены Гуды Ю.Н. - Г. (доля в праве N) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 12 марта 2010 г.
23 ноября 2021 г. истец обратился к председателю жилищной комиссии войсковой части N с заявлением, в котором сообщил, что 13 июня 2021г. умерла его теща - Г. Также уведомил, что в квартире проживает 5 человек.
25 ноября 2021 г. состоялось заседание жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю, в ходе которой комиссией установлено, что в жилом помещении по адресу: "адрес", "адрес" 28 июня 2021 г, после смерти Г, проживало 5 человек. В связи с этим, на момент заседания жилищной комиссии на каждого члена семьи, в том числе, на Гуду Ю.Н. и его супругу Г, приходится по 11, 84 кв. м.
Жилищной комиссией принято решение о снятии Гуды Ю.Н. и его жены Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях в г. Саратове, поскольку истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением в качестве членов семьи собственника жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем, утратили основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Принимая такое решение, комиссия исходила из того, что решением Саратовской городской Думы от 27 октября 2005 г. N 63-622 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения" учетная норма в г. Саратове составляет 10 кв. м. на одного человека, а также из того, что истцом и его супругой документы о наличии соглашения между ними и собственниками жилого помещения, определяющего иной режим пользования жилым помещением, чем равный с собственниками жилого помещения, в жилищную комиссию не представлено.
Данное решение жилищной комиссии оформлено протоколом, выписка из которого от 26 ноября 2021 г. под роспись вручена истцу 22 декабря 2021 г.
Не согласившись с таким решением жилищной комиссии, истец обратился в суд.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных Гудой Ю.Н. требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении соответствует закону. При этом суд исходил из того, что основания для обеспечения истца жилым помещением в виде выплаты субсидии отпали, поскольку с 13 июня 2021 г. после смерти Г, истец стал обеспечен жилым помещением из расчета 10 кв. м. на одного члена семьи при общей площади жилого помещения 59 кв. м.
Отклоняя заявленные Гудой Ю.Н. требования, суд также исходил из того, что оснований для признания Гуды Ю.Н. нуждающимся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, отсутствуют, поскольку истцом не представлены доказательства того, что квартира, в которой проживает истец, признана непригодной для проживания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 октября 2022 г. решение Центрального районного суда города Читы от 30 мая 2022 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
Решение жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю от 25 ноября 2021 г. N о снятии "данные изъяты" Гуды Ю.Н. и члена его семьи - жены Г. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Саратове признано незаконным и отменено.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" возложена обязанность восстановить Гуду Ю.Н. и члена его семьи - жену Г. на учете нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет, с 28 апреля 2017 г. При этом судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда исходила из документального подтверждения непригодности для проживания, занимаемого истцом с членом семьи женой Г. жилого помещения, расположенного по адресу; "адрес".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с пунктом 2 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом Федеральной службы безопасности России от 24 октября 2011 г. N 590, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих (граждан) и членов их семей жилыми помещениями, решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Порядок признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и в предоставлении жилых помещений установлен Правилами признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768.
Согласно пункту 1 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768, настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях организации работы Федеральных органов исполнительной власти и Федеральных государственных органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба: по признанию военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что после смерти проживавшей вместе с Гудой Ю.Н. в квартире Г, истец вновь стал обеспечен жилым помещением из расчета 10 кв. м. на одного члена семьи (в соответствии с учетной нормой в городе Саратове) при общей площади жилого помещения 59 кв. м.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о законности решения жилищной комиссии о снятии истца с учета в качестве, нуждающегося в жилом помещении по следующим основаниям.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее, чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Пунктом 18 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768, предусмотрено, что решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее, чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 29 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N590, военнослужащие (граждане) и члены их семей снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из смысла вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи, следует, что уполномоченный орган, принимая решение о снятии гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, должен проверить отсутствие у гражданина всех предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Для этой цели уполномоченный орган самостоятельно запрашивает документы, необходимые для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, находящиеся в распоряжении Федерального органа либо подведомственных ему организаций (учреждений). (пункт 7 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768.
Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах (п. 16 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768).
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии, на которой принято решение о снятии истца с учета в качестве, нуждающегося в жилом помещении, Гуда Ю.Н. на указанной комиссии не присутствовал. О дате и времени заседания жилищной комиссии, на которой решался вопрос о снятии его с учета, Гуда Ю.Н. извещен не был.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
С учетом указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, оценка и обследование помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных жилых домов, находящихся в Федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации городского поселения "Забайкальское" N от 27 января 2021 г. многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Главы городского поселения "Забайкальское" N от 9 февраля 2021 г. жилое помещение по вышеназванному адресу, в котором истец с супругой проживал в качестве члена семьи собственника жилого помещения, признано аварийным и подлежащим сносу. Указанное постановление главы городского округа "Забайкальское" опубликовано в информационном вестнике "Вести Забайкалья" и на официальном сайте администрации городского поселения "Забайкальское".
Таким образом, учитывая нормы части 4 статьи 15, пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда пришла к верному выводу, что при признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение, где проживает истец, также является непригодным для проживания.
С учетом изложенного, как верно указал суд апелляционной инстанции, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания истца нуждающимся в жилом помещении, которое дает ему прав при утрате основания, по которому он был поставлен на учет в качеств нуждающегося (как член семьи собственника жилого помещения, обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы в избранном месте жительства), оставаться на таком учете в целях реализации принадлежащего ему конституционного права на жилище.
Вместе с тем, уполномоченный орган с целью установления каких-либо ранее не известных данному органу сведений, имеющих существенное значение для иной оценки жилищных прав истца, самостоятельно в орган местного самоуправления с целью запроса соответствующих документов не обращался, истца в известность о заседании жилищной комиссии, на которой решался вопрос о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении, не уведомил, лишив его возможности представить юридически значимые для определения нуждаемости в жилом помещении, документы.
При таких обстоятельствах принятие жилищной комиссией Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю без установления каких-либо ранее не известных органу военного управления сведений, имеющих существенное значение для иной оценки жилищных прав военнослужащего, фактически аннулирует ранее совершенные органом военного управления действия по признанию истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из ответа Главы сельского поселения "Забайкальское" от 18 сентября 2022 г, истец и его супруга Г. не входят в адресную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда городского поселения "Забайкальское" ввиду ее отсутствия.
Учитывая приведенные выше нормы закона и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что решение жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю от 25 ноября 2021 г. о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не может быть признано законным, так как после признания в феврале 2021 г. в установленном законом порядке жилого помещения, где проживает истец, не пригодным для проживания, у Гуды Ю.Н. появилось иное предусмотренное законом основание для сохранения права состоять на таком учете.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права при принятии оспариваемого ответчиком апелляционного определения, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам спора, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.