Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2423/2022, УИД: 55RS0007-01-2022-003273-76 по иску Яковенко Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иною деятельности по охране здоровья населения и назначении досрочной пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, по кассационной жалобе Яковенко Татьяны Ивановны и ее представителя Максимовой Е.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 12 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яковенко Т.П. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту также ГУ ОПФ РФ по Омской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж, назначении досрочной пенсии.
Требования мотивированы тем, что 9 декабря 2021 г. обратилась в ГУ ОПФ РФ по Омской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 26 марта 2022г. ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ - 30 лет.
Не включены в ее специальный стаж периоды работы: 1 октября 1986 г. по 1 марта 1992 г. в должности медицинского регистратора в БУЗ "Городской больнице N 7", с 14 февраля 1996 г. по 1 апреля 2006 г. в должности медсестры в ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль", с 3 апреля 2006 г. по 11 мая 2007 г. в должности медсестры в ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ-диагностики".
В стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении включены периоды: с 2 марта 1992 г. по 3 июля 1995 г. в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 21 июня 2007 г. по 28 мая 2008 г, с 12 июня 2008 г. по 16 мая 2011 г, с 31 мая 2011 г. по 28 января 2015 г. в должности участковой медицинской сестры в БУЗ "Городская поликлиника N 7", с 21 января 2015 г. по 3 февраля 2016 г, с 18 февраля 2016 г. по 26 марта 2020 г, с 1 октября 2020 г. по 8 декабря 2021 г. в должности медицинской сестры участковой терапевтического отделения N 2 БУЗОО "Городская больница N 17".
С решением пенсионного органа не согласна.
Считает, что периоды лечебной деятельности, учтенные пенсионным органом при оценке ее пенсионных прав календарно, надлежит включить в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Кроме того, из подсчета необоснованно исключены периоды ее лечебной деятельности в обществе с ограниченной ответственностью.
Просила обязать ответчика исчислить выслугу лет за периоды работы с 2 марта 1992 г. по 3 июля 1995 г. в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 21 июня 2008 г. по 16 мая 2011 г, с 31 мая 2011 г. по 28 января 2015 г. в должности участковой медицинской сестры в БУЗ "Городская поликлиника N7", с 21 января 2015 г. по 3 февраля 2016 г, с 18 февраля 2016 г. по 26 марта 2020 г, с 1 октября 2020 г. по 8 декабря 2021 г. в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев (1:1, 6) - общей продолжительностью 35 лет 6 месяцев 23 дня; обязать включить в специальный стаж периоды работы: с 14 февраля 1996 г. по 1 апреля 2006 г. в должности медсестры в ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль", с 3 апреля 2006 г. по 11 мая 2007 г. в должности медсестры в ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ-диагностики" в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев - общей продолжительностью 16 лет 10 месяцев 12 дней, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 12 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Яковенко Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иною деятельности по охране здоровья населения и назначении досрочной пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, взыскании судебных расходов отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Яковенко Т.И. и ее представитель Максимова Е.В. просят об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Яковенко Т.И. исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Восьмым кассационным судом общей юрисдикции было удовлетворено ходатайство Яковенко Т.И. и ее представителя Максимовой Е.В. на участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
По сведениям Почты России Яковенко Т.И. получила судебное извещение 17 февраля 2023 г, ее представитель Максимова Е.В. - 14 февраля 2023 г, ГУ ОПФ РФ по Омской области - 14 февраля 2023 г, ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль" - 14 февраля 2023 г.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 9 декабря 2021 г. Яковенко Т.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 26 марта 2022 г. N истице в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения).
По представленным документам и имеющимся в распоряжении ГУ ОПФ РФ по Омской области сведениям продолжительность стажа на соответствующих видах работ на 9 декабря 2021 г. составила:
18 лет 2 месяца 13 дней (при определении права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781);
18 лет 4 месяца 18 дней (при определении права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ);
23 года 7 месяцев 14 дней (при определении права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П).
В специальный стаж Яковенко Т.П. в связи с лечебной деятельностью, пенсионным органом не были включены периоды ее работы:
- с 14 февраля 1996 г. по 1 апреля 2006 г. в должности медсестры в ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль";
- с 3 апреля 2006 г. по 11 мая 2007 г. в должности медсестры в ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ-диагностики".
Указанные периоды работы исключены из подсчета специального стажа на том основании, что истица работала не в учреждении здравоохранения, а в организации, имеющей иную организационно-правовую форму (ООО).
Не согласившись с решением пенсионного органа, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Установив указанные выше обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе Яковенко Т.П. в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов ее работы в должности медсестры в ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль" с 4 февраля 1996 г..по 1 апреля 2006 г, в должности медсестры в ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ-диагностики" с 3 апреля 2006 г..по 11 мая 2007 г..При этом суд исходил из того, что ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль", ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ- диагностики" по своей организационно-правовой форме являются (каждая) коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли и не относятся к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464 и подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Яковенко Т.И с 14 февраля 1996г. по 31 октября 1999г, которым было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждений всех форм собственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на исследованных судами обстоятельствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, изложены в обжалуемых судебных актах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного Постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) было предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ параграф 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Некоммерческие организации", куда входила и статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.
Аналогичные нормы об учреждении содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество не могут являться учреждением.
Установив, что в спорные периоды истец работала в обществах с ограниченной ответственностью, являющихся коммерческими организациями, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли, данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Яковенко Т.И. исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы: с 14 февраля 1996 г. по 1 апреля 2006 г. в должности медсестры в ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль", с 3 апреля 2006 г. по 11 мая 2007 г. в должности медсестры в ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ-диагностики".
Доводы кассационной жалобы о том, что ООО "Клиника репродуктивного здоровья "Ассоль", ООО "Женская консультация "Клиника УЗИ-диагностики" могут быть отнесены к поименованным Списком "Центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе профилактическим центрам, а также центрам планирования семьи и репродукции", были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебном решении и апелляционном определении, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 12 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яковенко Татьяны Ивановны и ее представителя Максимовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.