Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-115/2022, УИД: 22RS0058-01-2022-000153-89 по иску Колчанова Юрия Ивановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, назначении пенсии, по кассационной жалобе представителя Колчанова Юрия Ивановича - Пученькина И.В. на решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 1 августа 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колчанов Ю.И. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю, пенсионный орган, ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что 3 августа 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ответчика от 13 августа 2021 г. N 721 истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа, всего ответчиком не включено в специальный стаж 11 лет 10 месяцев 5 дней. Считает данное решение незаконным, нарушающим его права.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец (с учетом уточнения исковых требований) просил признать решение от 13 августа 2021 г. N незаконным, обязать ответчика засчитать в специальный стаж следующие периоды: сварки с 1 сентября 1986 г. по 20 июня 1987 г. обучение в среднем ПТУ N 4 г. Балхаша Джезказганской области по профессии электросварщик ручной; с 9 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика; с 1 января 1992 г. по 7 июля 1992 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика ручной сварки; с 14 февраля 1994 г. по 26 июня 1997 г. АООТ "Центрказэнергоремонт" в должности электросварщика ручной сварки; с 22 января 1999 г. по 15 ноября 2000 г. в народном предприятии "Камон" в должности электрогазосварщика, занятого на ручной сварке; с 16 марта 2001 г. по 12 августа 2005 г. ООО "Усть-Калманский элеватор" в должности электрогазосварщика, занятого на ручной сварке; назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права с 26 августа 2021 г.
Решением Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 1 августа 2022 г. исковые требования Колчанова Ю.И. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) от 13 августа 2021 г. N в части отказа во включении в специальный стаж Колчанова Ю.И, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период его обучения в среднем ПТУ N 4 г. Балхаша Джезказганской области по профессии электросварщик ручной сварки с 1 сентября 1986 г. по 20 июля 1987 г.; периоды его работы с 9 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика; с 1 января 1992 г. по 7 июля 1992 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика ручной сварки, с 14 февраля 1994г. по 26 июня 1997 г. АООТ "Центрказэнергоремонт" в должности электросварщика ручной сварки.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Колчанову Ю.И. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период обучения в среднем ПТУ N 4 г. Балхаша Джезказганской области по профессии электросварщик ручной сварки с 1 сентября 1986 г. по 20 июля 1987 г.; периоды его работы с 9 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика; с 1 января 1992 г. по 7 июля 1992 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика ручной сварки, с 14 февраля 1994г. по 26 июня 1997 г. АООТ "Центрказэнергоремонт" в должности электросварщика ручной сварки и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее - с 26 августа 2021г.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж иных периодов работы отказано.
Взысканы с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Колчанова Ю.И. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 ноября 2022 г. постановлено:
"Решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 1 августа 2022г. отменить в части включения Колчанову Юрию Ивановичу в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период обучения в среднем ПТУ N 4 г. Балхаша Джезказганской области по профессии электросварщик ручной сварки с 1 сентября 1986 г. по 22 января 1987 г.; в части назначения Колчанову Юрию Ивановичу досрочной страховой пенсии по старости с 26 августа 2021 г, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 1 августа 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Колчанова Юрия Ивановича - без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель Колчанова Юрия Ивановича - Пученькин И.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, в неудовлетворенной части исковых требований Колчанова Ю.И, с принятием нового судебного акта, которым исковые требования Колчанова Ю.И. будут удовлетворены в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
От представителя ответчика в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 3 августа 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Колчанов Ю.И. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования 13 апреля 1999 г. На период обращения истца его страховой стаж составил 26 лет 4 месяца 23 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 76, 699.
Решением ответчика от 13 августа 2021 г. N Колчанову Ю.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.
В специальный стаж работы истца включены периоды работы: с 27 июля 1987 г. по 9 ноября 1989 г. в Балхашском монтажном управлении Минмонтажспецстроя Республиканского треста Казмеханомонтаж Казахской ССР электросварщиком 2 разряда; с 20 ноября 1989 г. по 2 апреля 1990 г. в тресте "Казстальконструкция" Темиртауское специализированное управление N 1 Казахской ССР электросварщиком 4 разряда ручной дуговой сварки; с 16 января 1998 г. по 30 января 1998 г, 2 февраля 1998 г. по 3 февраля 1998 г, с 5 февраля 1998 г. по 19 февраля 1998 г, с 21 января 1998 г. по 27 февраля 1998 г, с 1 марта 1998 г. по 5 марта 1998 г, с 11 марта 1998 г. 28 октября 1998 г. в Усть-Калманском муниципальном автотранспортном предприятии по перевозке пассажиров Усть-Калманского района Алтайского края газоэлектросварщиком 3 разряда; с 5 декабря 2000 г. по 26 января 2001г. в ЗАО "Аквитания" Тюменской области электросварщиком ручной сварки 5 разряда; с 27 января 2001 г. по 31 января 2001 г. в ЗАО "Мехколонна-105" электросварщиком; с 5 февраля 2001 г. по 28 февраля 2001 г. в ОАО "Сибкомплектмонтаж" специализированное управление N 3 Тюменской области электросварщиком 5 разряда. С учетом включенных периодов специальный стаж истца на момент обращения составил 3 года 6 месяцев 22 дня.
Отказано во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующих оспариваемых периодов его работы, которые подтверждаются записями в трудовой книжке истца: с 9 апреля 1990 г. по 31 декабря 1990 г. артель старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото в должности сварщика-монтажника, поскольку Списком N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, не предусмотрена такая должность, не подтверждена полная занятость работника на выполнении работ, согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516; период работы истца с 1 января 1991 г. по 7 июля 1992 г. в Артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" сварщиком-монтажником не включен ответчиком без объяснения причин отказа; с 14 февраля 1994 г. по 26 июня 1997 г. в АООТ "Центрказэнергоремонт" газоэлектросварщиком 6 разряда, так как не подтверждается особый характер работы и условия труда; с 22 января 1999 г. по 15 ноября 2000 г. в народном предприятии "Камон" газоэлектросварщиком, так как не подтверждается особый характер работы и условия труда; с 16 марта 2001 г. по 12 августа 2005 г. в ООО "Усть-Калманский элеватор" газоэлектросварщиком, так как не подтверждается особый характер работы и условия труда; период обучения в среднем ПТУ N 4 г. Балхаша Джезказганской области по профессии электросварщик ручной сварки с 1 сентября 1986 г. по 20 июня 1987г. без объяснения причин.
Разрешая спор, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", статьями 1, 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, пунктом 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", разъяснениями, изложенными в пункте 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы истца с 9 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика подлежит включению в специальный стаж, поскольку представленными доказательствами подтверждается осуществление им деятельности в должности электросварщика, что соответствует действовавшим в указанный период времени нормам права, которые не ставили назначение пенсии на льготных условиях в зависимости от занятости электросварщика на работах с применением ручного вида сварки или работы на полуавтоматических машинах. Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов работы с 1 января 1992 г. по 7 июля 1992 г. в артели старателей "Балхаш" ГОК "Каззолото" в должности электросварщика ручной сварки, с 14 февраля 1994 г. по 26 июня 1997 г. АООТ "Центрказэнергоремонт" суд первой инстанции исходил из того, что представленными в дело доказательствами подтверждено выполнение истцом работ в указанные периоды во вредных условиях труда электросварщиком ручной сварки в течение полного рабочего дня.
В данной части решение суда не обжаловалось, в связи с чем предметом судебной проверки суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлось.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 22 января 1999 г. по 15 ноября 2000 г. в народном предприятии "Камон" в должности электрогазосварщика, занятого на ручной сварке; с 16 марта 2001г. по 12 августа 2005 г. в ООО "Усть-Калманский элеватор" в должности электрогазосварщика, поскольку представленными доказательствами не подтверждена занятость истца на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, постоянно в течение полного рабочего дня.
Проверяя решение суда в части отказа во включении в специальный стаж истца периодов работы с 22 января 1999 г. по 15 ноября 2000 г. в народном предприятии "Камон" в должности электрогазосварщика, занятого на ручной сварке; с 16 марта 2001г. по 12 августа 2005 г. в ООО "Усть-Калманский элеватор" в должности электрогазосварщика, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13 марта 1992 г, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее по тексту также Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе XXXII "Общие профессии" поименованы должности "Газосварщики и их подручные", "Сварщики аргонной и атомно-водородной сварки", "Электросварщики и их подручные".
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXXIII "Общие профессии"), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Таким образом, Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, не предусматривалось ограничения газосварщиков и электросварщиков для включения их работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии каких-либо условий работ по сварке, в том числе, по степени механизации их работы (ручная, полуавтоматическая и автоматическая), соответственно до 1 января 1992 г. работа в качестве газосварщика и электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 г. в соответствии со Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 работа по данной профессии может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на определенных видах сварочных работ.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденные приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 235).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Согласно пункту 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием с учетом представленных доказательств по делу, суды правомерно отказали во включении в специальный стаж периодов работы истца с 22 января 1999 г. по 15 ноября 2000 г. в народном предприятии "Камон" газоэлектросварщиком; с 16 марта 2001 г. по 12 августа 2005 г. в ООО "Усть-Калманский элеватор" газоэлектросварщиком, поскольку не подтверждена занятость истца на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, постоянно в течение полного рабочего дня.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами обоснованно не приняты во внимание показания свидетелей Т, Г, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Вопреки доводам кассационной жалобы архивные справки от 16 февраля 2022 г. N и N о начислении зарплаты и публикация в районной газете, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, при этом суды пришли к выводу, что данные доказательства не подтверждают особый характер работы истца, его постоянную занятость на ручной сварке или на полуавтоматических машинах в течение полного рабочего дня.
Ксерокопия справки от 12 августа 2005 г, подтверждающей особый характер работы, на которую истец также ссылается в кассационной жалобе, является недопустимым доказательством в силу того, что не заверена надлежащим образом и невозможно установить сведения о ее получении, на что также правомерно указано в решении суда первой инстанции и апелляционном определении суда апелляционной инстанции.
Какие-либо документы народным предприятием "Камон", ООО "Усть-Калманский элеватор", подтверждающие особый характер работы истца, в архив не передавались.
Кроме того, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица периоды работы истца с 22 января 1999 г. по 15 ноября 2000 г. в народном предприятии "Камон" газоэлектросварщиком; с 16 марта 2001 г. по 12 августа 2005 г. ООО "Усть-Калманский элеватор" газоэлектросварщиком указаны без кода особых условий труда.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о включении указанных периодов работы в специальный стаж истца.
Поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 лет, только если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, а в данном случае специальный стаж истца составляет 9 лет 8 месяцев, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 26 августа 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела вопреки доводам кассационной жалобы судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судами установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 1 августа 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Колчанова Юрия Ивановича - Пученькина И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.