Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-406/2022, УИД: 38RS0017-01-2022-000388-90 по иску Плешкова Владимира Алексеевича, Плешковой Александры Андреевны к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей, по кассационной жалобе Плешкова Владимира Алексеевича и Плешковой Александры Андреевны на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 11 августа 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Плешков В.А. и Плешкова А.А. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что являются собственниками в праве общей долевой собственности по ? доли каждый жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
27 июня 2019 г. вышеуказанный дом попал в зону затопления. 30 июля 2019 г. было представлено заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого дома N. Согласно указанному заключению, межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту. Заключение составлено на основании акта обследования жилого дома N от 10 июля 2019 г. и заключения строительно-технической экспертизы N При этом в акте обследования N от 30 июля 2019 г. указано, что обследование жилого дома проведено посредством визуального осмотра без применения каких- либо технических средств.
Решением Нижнеудинского городского суда от 22 сентября 2020 г. вышеуказанные заключения признаны незаконными, на ответчика возложена обязанность повторного обследования. По результатам повторного обследования представлено заключение межведомственной комиссии N от 23 декабря 2020 г, согласно которому комиссия приняла решение, проголосовав единогласно о выявлении оснований для признания жилого дома непригодным для проживания. 22 июля 2021 г. межведомственной комиссией проведено обследование дома на основании решения Нижнеудинского городского суда от 29 апреля 2021 г, составлено заключение по результатам обследования помещения о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. После получения на руки акта и заключения от 3 сентября 2021 г. N Плешковы обратились с заявлением в областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее по тексту также ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", учреждение) о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
15 ноября 2021 г. N и N ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", рассмотрев заявление истца, направило ответ, в котором по информации администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения, комиссия не установилапричинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019г. и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания, так как основные дефекты здания являются следствием физического износа, которые привели к снижению допустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Однако, паводок по всем критериям можно отнести к природно-климатическим факторам, поскольку паводок произошел в результате сильных дождей и повышенной температуры воздуха, что и сопровождало таяние ледников на территории Иркутской области.
Истцы Плешков В.А. и Плешкова А.А. просили суд признать незаконными отказы ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 15 ноября 2021 г. N и от 15 ноября 2021г. N в принятии решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения, общей площадью 31, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; признать за ними право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г.; обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче Плешкову В.А. и Плешковой А.А. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать министерство социального развития, опеки и попечительство Иркутской области выдать свидетельство, удостоверяющие право Плешкова В.А. и Плешковой А.А. на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения, исходя из норматива 42 кв.м, для семьи, состоящей из двух человек.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 11 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 ноября 2022 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истцы Плешков В.А. и Плешкова А.А. просят об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Плешков В.А. и Плешкова А.А. являются собственниками в праве общей долевой собственности по ? доли каждый жилого дома по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 апреля 2021 г, вступившим в законную силу 15 июня 2021 г, признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 23 декабря 2020 г. N и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 6 октября 2020 г. N о выявлении оснований для признания принадлежащего истцам на праве собственности жилого дома (по ? доли каждому), расположенного по адресу: "адрес", не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие естественного физического износа, на администрацию возложена обязанность проведения обследования жилого дома.
По результатам повторного обследования спорного жилого дома, межведомственной комиссией Нижнеудинского муниципального образования 22 июля 2021 г. составлен акт обследования помещения за N, согласно которому, требуется предоставление в межведомственную комиссию технического заключения ООО "ЦЭОиК "САМПАД" по обследованию жилого дома, указанного в решении Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 апреля 2021 г. При этом, в графе акта "краткое описание состояние жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории" указано, что в результате визуального осмотра выявлено нарушение наружной обшивки здания, частичное поражение досок обшивки гнилью, стирание окрасочного слоя. По периметру здания у отдельных стен смонтирован короб с утеплителем. Смещения и просадка стен не выявлены. Крыша двускатная, кровля асбестоцементные волнистые листы (шифер), водосток не организован. Оконные и дверные блоки деревянные, имеют многочисленные повреждения, перекос рам, повреждения гнилью, многочисленные трещины. Наблюдается частичное стирание досок пола в ходовых местах, щели между досками, повреждения покрытия пола (ДВП). Потолки отделаны ДВП, наблюдается коробление и деформация листов ДВП. Выявлено наличие металлической подпорки, служащей дополнительной опорой балки перекрытия потолка. Выявлены загрязнения и перекос обоев в углах дома. Кирпичная печь в работоспособном состоянии. Высота жилого помещения менее 2, 5 м. Здание имеет сильный физический износ.
Далее, в графе акта "сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия" указано, что ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания и эксплуатационных характеристик, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Высота жилого помещения менее 2, 5 м, что не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Заключением межведомственной комиссии от 3 сентября 2021 г. по результатам рассмотренных документов: правоустанавливающие документы на жилой дом; решение Нижнеудинского городского суда от 29 апреля 2021 г.; инженерно-техническое заключение N от 2 сентября 2020 г, выполненное ООО "ЦЭОиК "Сампад"; и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 6 сентября 2021 г. N, жилой дом по адресу: "адрес" (п.1.2.) признан непригодным для проживания.
Согласно материалам дела, хранящегося в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", по заявлению Плешковой А.А. и Плешкова В.А. о предоставлении соответствующей социальной выплаты 11 октября 2021 г. истцы с вышеуказанными ненормативными правовыми актами обратились в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о принятии решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
После обращения истцов ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, а также подп. 1, 2, 7 пункта 16 положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, 11 октября 2021 г. обратилось в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о нахождении жилого помещения в границах зоны чрезвычайной ситуации, о признании жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне-июле 2019 года.
По сообщению главы Нижнеудинского муниципального образования от 12 октября 2021 г. на межведомственный запрос жилое помещение находится в зоне чрезвычайной ситуации, определенной на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019г. N 956, однако определить причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019г. и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания межведомственной комиссии не представляется возможным.
На основании полученной информации и ввиду отсутствия у Плешковой А.А. и Плешкова В.А. иных доказательств, достоверно подтверждающих наличие прямой причинно-следственной связи между непригодностью дома для проживания и воздействием паводка, 15 ноября 2021 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" издан приказ об отказе Плешковой А.А. и Плешкову В.А. в принятии решения о выдаче соответствующего свидетельства в соответствии с подп.1 пункта 18 положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением), утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019г. N 556-пп.
Разрешая заявленные требования, оценив доказательства в их совокупности, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы N от 24 мая 2022 г, наряду с иными доказательствами по делу, установив, что ухудшение технического состояния конструктивных элементов исследуемого объекта произошло в период его жизнедеятельности, поскольку наиболее значимые дефекты и повреждения относятся к нижнему венцу дома, который выполняет роль фундамента, а соответственно, является основным несущим элементом, воспринимающим нагрузки от вышерасположенных конструкций, то есть, при нахождении данного конструктивного элемента в аварийном состоянии неизбежна потеря устойчивости и последующим разрушением вышележащих конструктивных элементов, способствующих возникновению угрозы здоровью и жизни людей; ввиду наличия у исследуемого объекта такого дефекта/повреждения, как сгнивший в труху нижний венец, невозможно разграничить по остальным конструкциям исследуемого объекта, приведенные в рамках настоящего заключения эксперта, дефекты/повреждения на полученные в результате паводка и жизнедеятельности объекта экспертизы, за исключением наличия плесени и сырости в подполье, а также незначительных объемов гниения на балках пола и стойках, которые возникли в результате паводка, оснований для удовлетворения требований истцов о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок, суд не нашел, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 с 29 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1). Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).
18 июля 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подпункту 1 пункта 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение).
В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно пункту 12 указанного Положения к заявлению о выдаче свидетельства прилагаются, в том числе документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.
Согласно пункту 16 вышеназванного Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; сведений о признании жилого помещения утраченным; сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 г. в Иркутской области.
Исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно исходили из отсутствия у Плешкова В.А. и Плешковой А.А. права на получение социальной выплаты, поскольку социальная выплата предоставляется только гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, между тем жилой дом, принадлежащий Плешковым, признан непригодным для проживания в результате физического износа.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о предоставлении доказательств, подтверждающих непригодность жилого дома от паводковых вод, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судами по результатам оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих доводов и возражений, достоверно установлено, что жилое помещение, 1948 года постройки, принадлежащее Плешкову В.А. и Плешковой А.А. по ? доли каждому, утрачено не результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, а в результате сильного физического износа в процессе эксплуатации.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассаторов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителей кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 11 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Плешкова Владимира Алексеевича и Плешковой Александры Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.