Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-429/2022; УИД: 22RS0004-01-2022-000634-53 по иску Благовещенского межрайонного прокурора в защиту интересов Калиниченко Александра Сергеевича к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Благовещенская центральная районная больница" об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, о реализации национальных проектов и возложении обязанности произвести единовременную компенсационную выплату работнику, по кассационной жалобе Калиниченко Александра Сергеевича на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 сентября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, поддержавшей доводы возражений Прокуратуры Алтайского края на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благовещенский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Калиниченко А.С. к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Благовещенская центральная районная больница" (далее по тексту также КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница") о возложении обязанности произвести единовременную компенсационную выплату.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что 17 мая 2021 г. между КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" и Калиниченко А.С. заключен трудовой договор, на основании которого Калиниченко А.С. принят на работу врачом-рентгенологом. В нарушение порядка, установленного постановлением Правительства Алтайского края от 26 февраля 2021 г. N 52, Министерство здравоохранения Алтайского края о принятом в отношении Калиниченко А.С. решении о предоставлении единовременной компенсационной выплаты или об отказе в ее предоставлении работника и медицинскую организацию не уведомило. Соответственно, медицинская организация не заключила с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, которая до настоящего времени не произведена.
Из ответа Министерства здравоохранения Алтайского края следует, что основанием отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты послужило несоответствие требованиям работника и заявления Порядку, установленному постановлением Правительства Алтайского края от 16 декабря 2021 г. N 465, а также отсутствие в реестре должностей, утвержденном на 2021 год, занимаемой Калиниченко А.С. должности.
Поскольку указанные обстоятельства существенно нарушают права Калиниченко А.С. на предоставление ему гарантированных государством компенсационных выплат, прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать Министерство здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" произвести единовременную компенсационную выплату Калиниченко А.С. в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства Алтайского края от 26 февраля 2021 г. N 52 "О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек" и Порядком, установленным постановлением Правительства Алтайского края от 16 декабря 2021 г. N 465 "О предоставлении в 2022 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек".
Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022 г, исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора в защиту интересов Калиниченко А.С. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, о реализации национальных проектов и возложении обязанности произвести единовременную компенсационную выплату работнику оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Калиниченко А.С. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Прокуратурой Алтайского края принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, поддержавшей доводы возражений Прокуратуры Алтайского края на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 17 мая 2021 г. Калиниченко А.С. принят на работу в КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" на должность врача-рентгенолога вспомогательного диагностического подразделения КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница", с ним заключен трудовой договор N от 17 мая 2021 г.
18 мая 2021 г. КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" обратилось в Министерство здравоохранения Алтайского края о внесении дополнений в перечень вакантных должностей медицинских работников в краевых медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной 2021 финансовый год (программный реестр должностей) и включить врача-рентгенолога вспомогательного диагностического подразделения КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" Калиниченко А.С, в связи с трудоустройством.
Ответ на ходатайство от Министерства здравоохранения Алтайского края не получен, единовременная компенсационная выплата министерством не произведена.
Разрешая исковые требования истца, суд, руководствуясь положениями статей 51, 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г..N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г..N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" вместе с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, Порядками предоставления в 2021, 2022 годах единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, утвержденных постановлениями Правительства Алтайского края от 26 февраля 2021 г..N 52, 16 декабря 2021 г..N 465, оценив представленные доказательства в совокупности, исходил из того, что необходимым условием для предоставления единовременной компенсационной выплаты является включение на момент заключения трудового договора должности, на которую принимается медицинский работник, в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, утвержденный Министерством здравоохранения Алтайского края на определенный календарный год, тогда как занимаемая материальным истцом Калиниченко А.С. должность врача- рентгенолога не была включена в указанный перечень, поскольку потребность в замещении данной должности у лечебного учреждения отсутствовала, включение должностей в перечень производится в установленном законом порядке и сроки, а не
в связи с трудоустройством конкретного работника, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение единовременной компенсационной выплаты, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении".
Приложением N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в редакции от 30 ноября 2019г. N 1569), утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил условиями предоставления субсидии являются: а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере: 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
В соответствии с указанными Правилами постановлением Правительства Алтайского края от 26 февраля 2021 г. N 52 "О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек" утвержден Порядок, регулирующий вопросы предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) краевых государственных медицинских организаций, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), заключившим трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек, в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, не отнесенные к удаленным и труднодоступным территориям, и в размере 1, 5 млн. рублей для врачей и 0, 75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, признанные удаленными и труднодоступными территориями, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Алтайского края.
В соответствии с пунктом 3 Порядка выплата предоставляется медицинскому работнику однократно Министерством здравоохранения Алтайского края, которое принимает решение о предоставлении медицинскому работнику выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
Для получения выплаты врач, заключивший трудовой договор с медицинской организацией на неопределенный срок подает в Министерство здравоохранения Алтайского края следующие документы:
а) письменное заявление медицинского работника о предоставлении выплаты с указанием сведений о своем счете, открытом в кредитной организации для перечисления выплаты, а также почтового адреса или адреса электронной почты, по которым должен быть направлен ответ (далее - "заявление");
б) заверенные копии: документа, удостоверяющего личность; трудового договора; трудовой книжки или справки, содержащей сведения о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; документа, подтверждающего наличие высшего образования в сфере здравоохранения; документа об окончании интернатуры или ординатуры (клинической ординатуры) и сертификата специалиста либо документа об аккредитации специалиста;
в) справку об отсутствии финансовых обязательств по договору о целевом обучении.
Днем обращения медицинского работника за предоставлением выплаты считается день регистрации Министерством здравоохранения Алтайского края документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 13 Порядка основаниями отказа в предоставлении выплаты являются: а) выявление недостоверных сведений в документах и (или) непредставление одного или нескольких документов; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление, требованиям, предусмотренным пунктом 1 Порядка.
Правильно применив приведенные нормативные положения Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 26 февраля 2021 г. N 52 "О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек", принимая во внимание приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 28 апреля 2021 г. N180, в котором должность врача-рентгенолога КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" не указана, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований.
Суды правильно исходили из того, что единовременная компенсационная выплата медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2021 году на работу в сельскую местность Алтайского края производится на основании заключенного договора между медицинским работником и Министерством здравоохранения Алтайского края. При этом право на получение указанной выплаты связано не только с фактом прибытия медицинского работника в сельскую местность, расположенную на территории Алтайского края с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании договора, но и с включением занимаемой медицинским работником должности в перечень вакантных должностей медицинских работников в краевых медицинских организациях и их структурных подразделениях, при которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2021 год (программный реестр должностей).
Перечень вакантных должностей (программный реестр должностей) медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, разрабатывается на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) и утверждается приказом Министерства здравоохранения Алтайского края.
Такой перечень вакантных должностей на 2021 год утвержден приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 28 апреля 2021 г. N180, в котором должность врача-рентгенолога КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" не указана.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных в материалы дела.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о необоснованном отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Поскольку судом первой инстанции и судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 сентября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Калиниченко Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.