Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3514/2022 (УИД 19RS0001-02-2022-004565-84) по иску Марачковой Ольги Васильевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Марачковой Ольги Васильевны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Марачкова Ольга Васильевна (далее по тексту - Марачкова О.В.) обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее по тексту - ОПФР по Республике Хакасия) об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом сведений о заработной плате за период с 10 февраля 1992 г. по 31 декабря 1999 г, указанных в справке общества с ограниченной ответственностью "Бирюса" (далее по тексту - ООО "Бирюса") от 13 ноября 2020 г, по наиболее выгодному варианту, начиная с 1 января 2021 г.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июня 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Бирюса".
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 ноября 2022 г, исковые требования Марачковой О.В. оставлены без удовлетворения.
Марачкова О.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что представленная бухгалтерская справка от 13 ноября 2020г. и другие документы, выданные работодателем, подтверждают индивидуальный характер ее заработка в ООО "Бирюса" (ТОО "Бирюса") в течение спорного периода; то обстоятельство, что сведения о ее заработной плате за несколько месяцев - март, май, июль, сентябрь и декабрь 1999 г, отраженные в бухгалтерской справке от 13 ноября 2020 г. и выписке из индивидуального лицевого счета, отличаются друг от друга, не дает оснований ставить под сомнение и не принимать во внимание сведения о ее заработной плате за весь спорный период с февраля 1992 г. по декабрь 1999 г.; данное обстоятельство не препятствует ответчику учесть ее среднемесячный заработок за любые 60 месяцев работы подряд в рамках периода с февраля 1992 г. по декабрь 1999 г, исключив из расчета те месяца, по которым сведения о заработной плате противоречат выписке из индивидуального лицевого счета, просит решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 ноября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ином составе суда. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Марачкова О.В. с 22 января 2020 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
9 декабря 2020 г. Марачкова О.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости за периоды до 1 января 2015 г, представив бухгалтерскую справку о заработке с 10 февраля 1992 г. по 31 декабря 1999 г. в ООО "Бирюса".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 21 января 2021 г. N 217498/20 Марачковой О.В. отказано в перерасчете размера пенсии, поскольку справка ООО "Бирюса" составлена работодателем не на основании первичных бухгалтерских документов.
Марачкова О.В, не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 15, 30, 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 15 приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пояснения представителя третьего лица Марачкова А.Ю, данные им в судебном заседании, согласно которым оригиналы табелей рабочего времени отсутствуют в ООО "Бирюса", представленные в пенсионный орган и суд, восстановлены по электронной базе, а затем подписаны директором и сотрудником ООО "Бирюса", который в период с 1992 по 1999 гг. составлял указанные табели, исходил из того, что представленная Марачковой О.В. для перерасчета размера пенсии справка ООО "Бирюса" от 13 ноября 2020 г. о ее заработной плате в ООО "Бирюса" за период с 10 февраля 1992 г. по 31 декабря 1999 г. не содержит достоверных сведений об индивидуальном характере заработка истца. Сведения о заработной плате Марачковой О.В. за март, май, июль, сентябрь и декабрь 1999 г, отраженные в спорной справке, существенно отличаются от сведений, отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что достоверных доказательств, бесспорно подтверждающих фактический заработок в ООО "Бирюса" в спорный период, Марачковой О.В. не представлено.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что вопреки доводам апелляционной жалобы Марачковой О.В, трудовая книжка содержит лишь сведения о периоде ее работы в ООО "Бирюса", оригиналы табелей учета рабочего времени в ООО "Бирюса" отсутствуют, что следует из пояснений представителя третьего лица, данных в суде первой инстанции, личная карточка Т-2, штатные расписания за 1992 - 1999 гг. не позволяют сделать вывод о начисленной ей в каждом спорном месяце заработной плате, о количестве отработанного ею времени, листы начислений и удержаний не подписаны и не заверены. Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что сведения о заработной плате Марачковой О.В. за март, май, июль, сентябрь и декабрь 1999 г, отраженные в спорной справке, существенно отличаются от сведений, отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, приведены формулы расчета.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Абзацем 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Как разъяснено в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, действовавший до 1 января 2022 г.
Согласно пункту 2 названного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим Перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня).
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и установив, что представленная истцом в пенсионный орган справка ООО "Бирюса" не подтверждена первичной бухгалтерской документацией, не содержит достоверных сведений об индивидуальном характере заработка истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Марачковой О.В.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора и произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Марачковой Ольги Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.