Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2827/2022 (УИД:75RS0001-02-2022-003606-09) по иску Полухиной Екатерины Валентиновны к Правительству Забайкальского края, Губернатору Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении к действиям, взыскании субсидии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Полухиной Екатерины Валентиновны на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи Полухиной Екатерины Валентиновны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Губернатора Забайкальского края - Кулябина Анатолия Николаевича, действующего на основании доверенности от 28 января 2022 г. N, представителя Правительства Забайкальского края Кулябина Анатолия Николаевича, действующего на основании доверенности от 18 апреля 2022 г. N, представителя Губернатора Забайкальского края - Кулябина Анатолия Николаевича, действующего на основании доверенности от 30 ноября 2021 г. N, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полухина Екатерина Валентиновна (далее - Полухина Е.В, истец), обратилась в суд с иском к Правительству Забайкальского края, Губернатору Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия Губернатора Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, выраженное в не подписании проекта распоряжения Правительства Забайкальского края о выплате субсидии от 21 декабря 2021 г. Просила взыскать с Министерства финансов Забайкальского края причитающуюся сумму субсидии в размере 1 094 616 руб, взыскать с Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края солидарно компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 21 декабря 2021 г. состоялось заседание комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения, на котором принято решение о предоставлении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, о чем истцу направлено уведомление N от 29 декабря 2021 г. Полухина Е.В. также обратилась в администрацию Губернатора Забайкальского края с заявлением о перечислении единовременной субсидии с указанием реквизитов банковского лицевого счета. До настоящего времени единовременная субсидия на приобретение жилого помещения ей не перечислена. Истец считает, что администрация Губернатора Забайкальского края бездействует, не исполняя установленных обязанностей, направленных на выполнение решения комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения о предоставлении ей субсидии на приобретение жилого помещения, и тем самым нарушает ее право на предоставление государственной гарантии, установленной пунктом 4 статьи 11 Закона Забайкальского края от 29 июля 2009 г. N "О государственной гражданской службе Забайкальского края".
Определением Центрального районного суда г. Читы от 25 июля 2022 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Губернатора Забайкальского края на Губернатора Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 25 июля 2022 г. администрация Губернатора Забайкальского края привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2022 г, исковые требования Полухиной Е.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Полухина Е.В. просит об отмене решения Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 сентября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2022 г, направить материалы дела в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами нарушен порядок рассмотрения дела, поскольку спор о признании незаконными бездействия органов государственной власти, понуждении к действию, взыскании субсидий должен был быть рассмотрен судом не в гражданском, а в административном порядке, что следует из содержания главы 21 КАС РФ. При этом истец в суде первой инстанции заявляла о переходе к рассмотрению дела по правилам КАС РФ, однако суд необоснованно отклонил ее ходатайство, не отразил в решении наличие данного заявления. Переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства позволил бы рассмотреть дело при активном участии суда, что следует из содержания Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г..N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Отклоняя ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, суд мотивировал это тем, что истцом также заявлено требование о возмещении материального ущерба и соответственно дело подлежит рассмотрению в гражданско-правовом порядке, однако, данный вывод суда противоречит положениям п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г..N 21, который гласит, что в случае, когда в административном исковом заявлении наряду с требованиями, подлежащими рассмотрению в порядке административного судопроизводства, содержатся требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья, руководствуясь положениями законодательства об административном судопроизводстве, принимает к производству административное исковое заявление в части требований, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, и при необходимости оставляет без движения данное заявление в части требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, разъясняя лицу, обратившемуся в суд, обязанности, связанные с оформлением искового заявления с соблюдением положений законодательства о гражданском судопроизводстве, если при этом отсутствуют основания для отказа в принятии или возвращения заявления в соответствующей части. В данном случае суд мог разделить требования истца, оставив требование о возмещении морального вреда для рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства, приостановив дело до вынесения решения суда по административному иску о бездействии. Таким образом, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, поскольку принято с существенным нарушением норм процессуального права. Истец обращает внимание на то, что бездействие ответчиков грубо нарушает права Полухиной Е.В. на получение субсидии, что противоречит целям и задачам государственной поддержки.
Также следует учитывать, что при наличии положительного решения комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилья в отношении Полухиной Е.В. и еще 29 граждан и наличии денежных средств в бюджете на эти цели, письмом администрации Губернатора Забайкальского края средства, предусмотренные на выплату субсидии в 2021 г, были возвращены в бюджет Забайкальского края.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Правительства Забайкальского края, Губернатора Забайкальского края, Администрации Губернатора Забайкальского края представлены письменные возражения, в которых представитель просил оставить принятые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель Министерства финансов Забайкальского края, сведения о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены принятых судебных постановлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заявление истца Полухиной Е.В. о предоставлении субсидии с необходимыми документами принято и зарегистрировано секретарем комиссии о предоставлении субсидии Администрации Губернатора Забайкальского края 30 сентября 2014 г.
На заседании 21 декабря 2021 г. комиссия рассмотрела заявление Полухиной Е.В. и прилагаемые к нему документы и на основании пунктов 3, 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, учитывая, что заявителем представлены документы, соответствующие требованиям Положения, приняла решение предоставить истцу субсидию как гражданскому служащему, имеющему право на получение субсидии.
Данное решение принято, исходя из объемов выделенных в 2014-2021 годах финансовых средств краевого бюджета на выплату субсидии и количества зарегистрированных заявителей, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Положения о комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 22 июля 2009 г. N 455-р.
29 декабря 2021 г. в адрес Полухиной Е.В. направлено соответствующее уведомление (исх. N) о принятом комиссией решении.
В соответствии с п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, на основании решения комиссии администрацией Губернатора Забайкальского края подготовлен проект распоряжения Правительства Забайкальского края о выплате субсидии гражданским служащим в порядке согласно поданным заявлениям, в том числе, Полухиной Е.В, который направлен 22 декабря 2021 г. на рассмотрение Правительства Забайкальского края.
Между тем, указанный проект распоряжения Правительством Забайкальского края не принят. Вопросы предоставления субсидий гражданским служащим находятся на рассмотрении Правительства Забайкальского края. Сроки принятия проекта распоряжения после его внесения на рассмотрение Правительства Забайкальского края Положением, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, не предусмотрены. Целесообразность принятия проекта распоряжения определяется Правительством Забайкальского края самостоятельно в рамках своей компетенции.
Разрешая спор и отказывая Полухиной Е.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление ответчиками субсидий гражданским служащим может осуществляться только после принятия соответствующего распоряжения Правительством Забайкальского края и наличия средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, а сам вопрос о целесообразности принятия такого решения находится в исключительном ведении Правительства Забайкальского края, вмешательство в деятельность которого законодательно не предусмотрено.
В связи с непринятием распоряжения Правительством Забайкальского края о выплате субсидий гражданским служащим в 2021 г, в соответствии с бюджетным законодательством, на основании письма администрации Губернатора Забайкальского края от 30 декабря 2021 г. N А-15-25654, средства, предусмотренные на выплату субсидий в 2021 г, возвращены в бюджет Забайкальского края. В бюджете Забайкальского края на 2022 г. средства на выплату субсидий гражданским служащим не предусмотрены.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что право Полухиной Е.В. на получение субсидии сохранено и она сохраняет право на получение единовременной субсидии.
Заявление Полухиной Е.В. о перечислении субсидии по ее реквизитам может быть подано в администрацию Губернатора Забайкальского края, после соблюдения вышеуказанных условий.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о взыскании суммы субсидии с Министерства финансов Забайкальского края, поскольку в данном случае субъектом, обязанным возместить вред по правилам ст. 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация (субъект Российской Федерации), от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, подпункты 1, 3 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая положения постановления Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N 260 "О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края" суд пришел к выводу, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края по ведомственной принадлежности - в части средств на указанные выше цели является администрация Губернатора Забайкальского края.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку денежные средства на субсидии на приобретение жилья государственным гражданским служащим должны выплачиваться администрацией Губернатора Забайкальского края, закон о бюджете Забайкальского края в установленном порядке принимается Правительством Забайкальского края.
Поскольку специальным законом не предусмотрена компенсация морального вреда в результате не предоставления субсидии на получение жилья в конкретный финансовый год, а доказательств причинения истцу морального вреда в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом представлено не было, суд первой инстанции отказал во взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.
Так же суд не нашел оснований для возложения солидарной ответственности в порядке ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 сентября 2022 г. о ставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с принятыми судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование и организация Федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 11 Закона Забайкальского края от 29 июля 2008 г. N21-ЗЗК "О государственной гражданской службе Забайкальского края" гражданским служащим предоставляются также иные основные государственные гарантии, установленные федеральными законами, в том числе, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.
В настоящее время порядок предоставления государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилья урегулирован постановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2021 г. N548 "О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N 260 "О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края" утверждено Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, предусматривающее порядок и условия предоставления субсидии (далее - Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, Положение, утвержденное постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260)
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N 246 "О признании утратившими силу постановлений и отдельных положений постановлений Правительства Забайкальского края" признано утратившим силу постановление Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260 "О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N246 "О признании утратившими силу постановлений и отдельных положений постановлений Правительства Забайкальского края" установлено, что предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, подавшим заявление на получение единовременной субсидии до вступления в силу настоящего постановления, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу настоящего постановления.
Согласно пунктам 1, 2, 3 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, единовременная субсидия, является единовременной денежной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему в соответствии с настоящим Положением за счет средств краевого бюджета в качестве компенсации за приобретенное жилое помещение.
Субсидия предоставляется гражданскому служащему один раз за весь период прохождения государственной гражданской службы Забайкальского края на возмещение затрат, связанных с приобретением жилого помещения, в том числе, на условиях ипотеки, на территории Забайкальского края.
Гражданский служащий имеет право на субсидию при стаже государственной гражданской службы в государственных органах Забайкальского края, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа при замещении должности государственной гражданской службы определенный Положением срок.
В соответствии с п. 6 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете, на соответствующий финансовый год, на основании заявления, оформленного в произвольной форме, поданного гражданским служащим в комиссию по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения (далее комиссия).
Согласно пункту 7 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260 к заявлению на получение субсидии гражданский служащий прилагает; сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской федерации порядке, и (или) копию трудовой книжки для подтверждения общего стажа государственной гражданской службы в государственных органах Забайкальского края, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, дающего право на получение субсидии; 2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию права собственности гражданского служащего на жилое помещение, выданную не более, чем за 5 рабочих дней со дня подачи заявления, а также копии правоустанавливающих документов, являющихся основаниями для государственной регистрации указанного права (заверенные нотариально либо органом (организацией), их выдавшим); обязательство гражданского служащего о возврате субсидии в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, по форме согласно приложению N к настоящему Положению.
В соответствии с п. 7.1 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, представленные в соответствии с пунктом 7 Положения заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией.
Комиссия образуется на основании правового акта Правительства Забайкальского края, которым утверждается состав комиссии и положение о комиссии, определяющее ее задачи и порядок работы.
Пунктом 10 Положения о единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, предусмотрено, что гражданскому служащему, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, направляется соответствующее уведомление в виде письма за подписью председателя (заместителя председателя) комиссии в течение 10 рабочих дней со дня заседания комиссии.
Пунктом 11 положения о единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, предусмотрено, что на основании решения комиссии о предоставлении субсидии Администрация Губернатора Забайкальского края готовит проект соответствующего распоряжения Правительства Забайкальского края. Предоставление субсидии осуществляется после принятия распоряжения Правительства Забайкальского края о выплате субсидии путем зачисления Администрацией Губернатора Забайкальского края средств краевого бюджета на открытый банковский лицевой счет гражданского служащего.
Гражданский служащий представляет в Администрацию Губернатора Забайкальского края заявление о перечислении субсидии с указанием реквизитов своего открытого банковского лицевого счета. Администрация Губернатора Забайкальского края перечисляет гражданскому служащему субсидию в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного заявления.
В соответствии с действовавшей в спорный период редакции статьи 2 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 г. N228-ЗЗК "О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края", установлено, что администрация Губернатора Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим обеспечение деятельности Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края по исполнению ими государственных полномочий и организующий контроль за выполнением исполнительными органами государственной власти Забайкальского края принятых Губернатором Забайкальского края и Правительством Забайкальского края решений.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда правомерно отклонила доводы истца о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в административном порядке, по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
С учетом изложенного, как верно указал суд апелляционной инстанции, настоящий спор не подпадает под действие части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не мог быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, поскольку указанный спор в силу пункта 1 части 1 ст. 22 ГПК РФ подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, при этом, одновременно с требованиями, подлежащими рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, заявлены требования материального характера - о взыскании субсидии.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций верно рассмотрели настоящее дело в порядке гражданского судопроизводства и отклонили заявление истца Полухиной Е.В. о переходе к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, изначально истцом предъявлены требования о понуждении ответчиков предоставить ей субсидию, с зачислением на счет, и компенсации морального вреда, а уже впоследствии сформулированы требования публично-правового характера.
Также судами обоснованно отклонены доводы истца о том, что бездействие ответчиков нарушают права Полухиной Е.В. на получение субсидии. В подтверждение своей позиции истец ссылалась на то обстоятельств, что при наличии положительного решения комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилья в отношении Полухиной Е.В. и еще 29 граждан и наличии денежных средств в бюджете на эти цели, письмом администрации Губернатора Забайкальского края средства, предусмотренные на выплату субсидии в 2021 г, возвращены в бюджет Забайкальского края.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, вопросы предоставления субсидий гражданским служащим находятся на рассмотрении Правительства Забайкальского края. Сроки принятия проекта распоряжения на перечисление суммы субсидии получателю после его внесения на рассмотрение Правительства Забайкальского края Положением о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260, не предусмотрено. Целесообразность принятия проекта распоряжения определяется Правительством Забайкальского края самостоятельно в рамках своей компетенции.
Законность положений постановления Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N260 вместе с утвержденным им Положением о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края заявителем в судебном порядке не оспорена.
При этом, неполучение истцом оспариваемой субсидии в 2021 г. не лишает ее права получить такую субсидию в последующем, при условии наличия в бюджете средств на указанные цели.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что обстоятельства направления проекта распоряжения Правительства Забайкальского края о выплате субсидии гражданским служащим 22 декабря 2021 г. на рассмотрение Правительства Забайкальского края, и до возвращения в бюджет Красноярского края средств, предусмотренных на субсидии в 2021 г, 30 декабря 2021 г, не могут свидетельствовать о незаконности бездействия государственного органа в силу ограниченного срока рассмотрения - 9 дней.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции согласен, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Принятые по делу решение суда первой и апелляционной инстанций отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Полухиной Екатерины Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.