Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Ковалевской В.В. и Симон Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0059-01-2021-001150-83 по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шушенского района Красноярского края, ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации Шушенского района Красноярского края на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г.
по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сорокина И.А, и.о. руководителя ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" Губина С.Г, поддержавших кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, прокурора Коган А.Г, полагавшей об отсутствии законных оснований для удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Шушенского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, к администрации Шушенского района Красноярского края, ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", Министерству природных ресурсов Российской Федерации (далее - Министерство природных ресурсов РФ, Минприроды России), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанностей.
Иск обоснован тем, что прокуратурой на основании коллективного обращения садоводов СНТ N 1 проведена проверка соблюдения администрацией Шушенского района Красноярского края и ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" требований законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, законодательства об охране окружающей среды. Постановлением администрации Шушенского района от 24 мая 2021 г..с 16.00 час. 24 мая 2021 г..введен режим чрезвычайной ситуации на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края. В ходе проведенной проверки установлено, что в результате подъема уровня подземных и грунтовых вод, а также обильному воздействию талых и паводковых вод, вызванных природными и (или) антропогенными факторами, произошло площадное подтопление территории Национального парка "Шушенский бор", муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края, включая территории и жилые дома, расположенные в СНТ N 1, СНТ "Колос" (N 2), СНТ N 3, а также социально-значимых объектов коммунальной инфраструктуры Шушенского района. На подтопленных и затопленных участках в лесных биоценозах наблюдаются характерные признаки ослабления и гибели древостоя, общая деградация наземной экосистемы. По состоянию на 16 июля 2021 г..было подтоплено 194 участка, расположенных в СНТ N 1, СНТ "Колос" (N 2), СНТ N 3. При этом в 2020 году было подтоплено всего 70 участков. Согласно информационному пояснению ООО "Минусинский гидрогеолог" для организации борьбы с подтоплением необходимо провести инженерно-геодезические, инженерно-гидрологические и инженерно-геологические изыскания. На основании проведенных изысканий необходимо составить проект организации водопонижения.
Вышеуказанной позиции также придерживается Министерство строительства Красноярского края, ФГБНУ "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, а также Красноярский филиал АО "Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б.Е. Веденеева", которым дополнительно указано на необходимость проведения инженерно-экологических изысканий. 2 июля 2020 г..прокуратурой района в адрес ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" было внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено 17 июля 2020 г, однако действенные меры по организации водоотведения и водопонижения грунтовых, подземных, талых и паводковых вод с подведомственной территории учреждением приняты не приняты. Бездействие администрации Шушенского района, связанное с неисполнением собственных полномочий и непринятием мер. направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, привело к затоплению территории муниципального образования пгт. Шушенское, жилых домов, дачных участков, социально-значимых объектов коммунальной инфраструктуры, привело к чрезвычайной ситуации на территории поселения, нарушению прав граждан, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, Непринятие ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Республике Хакасия и Республике Тыва действенных мер по защите природных и историко-культурных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка "Шушенский бор" от подтопления привело к заболачиванию территорий, гибели древесно-кустарниковой растительности, что в конечном итоге повлекло изменение гидрологического режима особо охраняемой природной территории, что является недопустимым.
Просил суд:
обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить причины подтопления и затопления территории муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края и прилегающих к нему территорий, включая территории СНТ N1, СНТ "Колос" (N2), СНТ N3, путем организации комплекса инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий; в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта инженерной защиты - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение подтопления и затопления территории муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края и прилегающих к нему территорий, включая территории СНТ N1, СНТ "Колос" (N2) и СНТ N3; в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия, направленные на предотвращение подтопления и затопления, то есть обеспечить инженерную защиту территории муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края и прилегающих к нему территорий, включая территории СНТ N1, СНТ "Колос" (N2) и СНТ N3;
обязать ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", Министерство природных ресурсов РФ, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить причины подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных на ней природных и историко-культурных комплексов и объектов путем организации комплекса инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий; в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта инженерной защиты - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных на ней природных и историко-культурных комплексов и объектов от подтопления и затопления; в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия, направленные на предотвращение подтопления и затопления, то есть обеспечить инженерную защиту территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных на ней природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022 г, дополнительным решением Шушенского районного суда Красноярского края от 17 мая 2022 г. постановлено:
Исковые требования прокурора Шушенского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить причины подтопления и затопления территории муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края и прилегающих к нему территорий, включая территории садоводческого некоммерческого товарищества N 1, садоводческого некоммерческого товарищества "Колос" (N 2), садоводческого некоммерческого товарищества N 3, путем организации комплекса инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий.
Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта инженерной защиты - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение подтопления и затопления территории муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края и прилегающих к нему территорий, включая территории садоводческого некоммерческого товарищества N 1, садоводческого некоммерческого товарищества "Колос" (N 2) и садоводческого некоммерческого товарищества N 3.
Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия, направленные на предотвращение подтопления и затопления, то есть обеспечить инженерную защиту территории муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края и прилегающих к нему территорий, включая территории садоводческого некоммерческого товарищества N 1, садоводческого некоммерческого товарищества "Колос" (N 2) и садоводческого некоммерческого товарищества N 3.
В остальной части заявленных требований прокурору Шушенского района отказать.
Отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о возложении обязанности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г. решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований к ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" и Министерству природных ресурсов и экологии РФ. В отмененной части принято по делу новое решение, которым постановлено:
Обязать ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить причины подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных на ней природных и историко-культурных комплексов и объектов путем организации комплекса инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий.
Обязать ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта инженерной защиты - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов от подтопления и затопления.
Обязать ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерную защиту территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации при недостаточности денежных средств выделить финансирование ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" на разработку проекта инженерной защиты территории и обеспечение инженерной защиты от подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов.
В остальной части решение от 18 января 2022 г. и дополнительное решение от 17 мая 2022 г. Шушенского районного суда Красноярского края - оставить без изменения.
В кассационной жалобе администрацией Шушенского района Красноярского края ставится вопрос об отмене решения Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г, как незаконных.
В кассационной жалобе Министерством природных ресурсов и экологии РФ ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г. в части возложения обязанностей на ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" и Министерство природных ресурсов и экологии РФ, как незаконного.
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) поданы возражения на кассационные жалобы.
Администрацией Шушенского района Красноярского края поданы возражения на кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, постановлением администрации Шушенского района Красноярского края N 566 от 24 мая 2021г. на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края была объявлена чрезвычайная ситуация в связи с выпадением обильных осадков, ожидаемого повышения уровня воды в реках Шушенского района, связанной с подтоплением пониженных участков местности территории СНТ N1, СНТ N3, СНТ "Колос", Перовского лесничества ФГБУ Национальный парк "Шушенский бор".
В ходе проведенной прокуратурой Шушенского района? проверки установлено, что в результате подъема уровня подземных и грунтовых вод к дневной поверхности, а также обильному воздействию талых и паводковых вод, вызванных природными и (или) антропогенными факторами, произошло площадное подтопление территории Национального парка "Шушенский бор", муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края, включая территории и жилые дома, расположенные в СНТ N1, СНТ "Колос" (N2), СНТ N3, а также социально-значимых объектов коммунальной инфраструктуры Шушенского района.
В письмах от 26 октября 2020г. N 829, от 21 мая 2021г. N 508 и N 509 МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети" сообщило главе администрации о том, что в результате подтопления грунтовыми и подземными водами части магистральной тепловой сети от Шушенской электрокотельной до теплофикационной камеры ТК-2 и распределительных тепловых сетей п. Ильичево происходит разрушение железобетонных строительных конструкций тепловых сетей, намокание тепловой изоляции и нарушение теплоизоляционных свойств с дальнейшим увеличением тепловых потерь, коррозии трубопроводов, а также нарушению температурного режима теплоносителя при этом общая протяженность подтопленной тепловой сети составляет 3, 6 км (500 м. п. Ильичево).
Согласно информации Районного муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба Шушенского района" от 16 июля 2021г. N18-01/07 по состоянию на 16 июля 2021г. было подтоплено 194 участка, расположенных в СНТ N1, СНТ "Колос" (N2), СНТ N3 шт. Шушенское Шушенского района, при том, что в 2020г. было подтоплено всего 70 участков.
Согласно акту проверки от 22 июля 2021г. в результате подтопления территории Национального парка "Шушенский бор" наблюдается нанесение экосистеме ущерба, общая деградация наземной экосистемы.
Учредителем ФГБУ Национальный парк "Шушенский бор" является Правительство РФ в лице Министерства природных ресурсов и экологии РФ, собственником имущества учреждения является РФ (пункты Устава). На территории национального парка действует особый режим охраны.
В результате введения режима "повышенной готовности", вызванной накоплением большого количества воды на территории муниципального образования Шушенского района Красноярского края, 3 сентября 2020 г. администрацией Шушенского района был заключен муниципальный контракт с ООО "Минусинский гидрогеолог" на проведение инженерных изысканий, согласно отчету которого отмечены причины подтопления подземными водами территории Шушенского района, указано на необходимость выполнения комплекса мероприятий по мерам защиты.
На необходимость выполнения комплекса мероприятий по мерам защиты, на необходимость проведения инженерно-экологических изысканий указано также Министерством строительства Красноярского края (исх. N82-3440/6 от 15 июля 2021г.), ФГБПУ "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (исх. N01/385 от 16 июля 2021г.), а также Красноярским филиалом АО "Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б.Е. Веденеева" (исх. N520-229 от 23 июля 2021г.).
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2021г.на администрацию Шушенского района возложена обязанность обеспечивать проведение регулярных обследований комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты на р. Енисей пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края, обеспечивать постоянный контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; в срок до 1 февраля 2022г. в соответствии с Паспортом комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты на р. Енисей пгт. Шушенское Шушенского района создать службу геотехконтроля; в срок до 1 июня 2022г. привести в технически исправное состояние все имеющиеся гидротехнические сооружения инженерной защиты на р. Енисей пгт. Шушенское, Шушенского района, в том числе путем очистки от мусора, растительности (деревья, кустарники, сухостойная трава), заиливания; в течение 1 месяца после окончания работ по приведению в технически исправное состояние всех имеющихся гидротехнических сооружений инженерной защиты на р. Енисей пгт. Шушенское, Шушенского района обратиться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения заключения о техническом состоянии указанных гидротехнических сооружений; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать мероприятия по охране окружающей среды и среды обитания водных биологических ресурсов вблизи гидротехнических сооружений инженерной защиты на р. Енисей пгт. Шушенское, Шушенского района; в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку р. Исток на всем ее протяжении по территории Шушенского района, места сброса воды из р. Исток в р. Шушь, водоохраной зоны р. Шушь, расположенной в границах п. Шушенское от мусора, сухостойной растительности (деревья, кустарники, сухостойная трава), заиливания.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора к администрации Шушенского района Красноярского края, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что полномочия по решению вопросов местного значения муниципальных округов, в части проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь, отнесены к вопросам местного значения муниципального округа, установил, что в соответствии с законом мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения заблаговременно не обеспечены, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса местного значения, в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования. Непринятие администрацией муниципального образования Шушенского района Красноярского края мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, выразившееся в ухудшении состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие необеспечения безопасности гидротехнического сооружения.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шушенского района Красноярского края.
С доводами кассационной жалобы администрации Шушенского района Красноярского края о том, что из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водного кодекса Российской Федерации не следует обязанность органов местного самоуправления совершать определенные действия в отношении водных объектов, в частности подземных водных объектов, не находящихся в муниципальной собственности, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Судом первой инстанции при разрешении дела учтено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения органов самоуправления относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 этого же федерального закона).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На основании части 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах муниципального образования комплекса мер в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих предотвращение подтопления территории округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального округа от чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Судом установлены обстоятельства систематического подтопления значительной части территории Национального парка "Шушенский бор", муниципального образования пгт. Шушенское Шушенского района Красноярского края, включая территории и жилые дома, расположенные в СНТ N1, СНТ "Колос" (N2), СНТ N3, а также социально-значимых объектов коммунальной инфраструктуры Шушенского района в результате подъема уровня подземных и грунтовых вод к дневной поверхности, а также обильному воздействию талых и паводковых вод, вызванных природными и (или) антропогенными факторами.
В силу приведенного закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
Учитывая представленный в материалы дела отчет "Оценка причин подтопления лесных насаждений в Национальном парке "Шушенский бор" и разработка мероприятий по снижению негативного воздействия подтопления на лесные экосистемы", подготовленный Институтом леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения Российской академии наук Обособленного подразделения ФИЦ КНЦ СО РАН, установив, что лесохозяйственные мероприятия, осуществляемые учреждением на территории национального парка не оказывают существенного влияния на структуру водного баланса территории и не являются причиной повышения грунтовых вод, данной причиной является отсутствие должного ухода за гидротехническими сооружениями, засорение мелиоративных каналов, находящихся на территории Шушенского района, а не национального парка, суд первой инстанции не нашёл предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", Минприроды России, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанности испрашиваемой прокурором способом.
Отменяя решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022 г. в части отказа в удовлетворении требований к ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" и Министерству природных ресурсов и экологии РФ и принимая новое решение об обязании ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" выполнения определенного комплекса мероприятий, направленного на предотвращение подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов от подтопления и затопления, апелляционный суд, признав установленным факт наличия площадного затопления территории парка (более 200 га) в 2020 и 2021 г.г. за счет подземных и грунтовых вод, повлекшее развитие процессов оглеения, снижения порозности и водопроницаемости почв, что будет способствовать процессу заболачивания, усыханию деревьев, сокращению площади лесов. указал, что выявленный ряд причин подтопления территорий ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" и Шушенского района, исходя из особенностей особо охраняемой природной территории Национального парка "Шушенский бор", учитывая законодательное закрепление ограничений в отношении прав владения, пользования и распоряжения земельными участками национального парка, требуют необходимых инженерных мероприятий и изысканий на территории национального парка "Шушенский бор", что не было учтено судом первой инстанции.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы Министерства природных ресурсов и экологии РФ о том, что строительство объектов инженерной защиты на территории национального парка будет противоречить особому правовому режиму охраны и использования территории национального парка.
Национальный парк "Шушенский бор" относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения, его правовое положение регулируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях". Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Таким образом, на территории Национального парка "Шушенский бор" действует особый режим охраны.
В силу положений Федерального закона от 14 марта 1995 г. N33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях", Устава ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", сохранение природного комплекса "Шушенский бор", охрана и восстановление природных объектов, расположенных на его территории, является прямыми обязанностями ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", в целях выполнения которых создано указанное учреждение.
Затопление грунтовыми и подземными водами территории национального парка создает угрозу всей экосистеме парка, угрожает сохранению биологического разнообразия растений и животных парка, ведет к заболачиванию территории.
Исходя из особенностей особо охраняемой природной территории Национального парка "Шушенский бор", учитывая законодательное закрепление ограничений в отношении прав владения, пользования и распоряжения земельными участками национального парка, суд апелляционной инстанции указал на необходимость организации инженерных мероприятий и изысканий на территории национального парка "Шушенский бор" в целях" сохранения природного комплекса "Шушенский бор", охраны и восстановления природных объектов, расположенных на его территории, при этом не возлагая обязанность строительства конкретных объектов инженерной защиты.
Анализируя Отчет "Оценка причин подтопления лесных насаждений в Национальном парке "Шушенский бор" и разработка мероприятий по снижению негативного воздействия подтопления на лесные экосистемы", подготовленный Институтом леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения Российской академии наук Обособленного подразделения ФИЦ КНЦ СО РАН, Отчет Института леса, установивший, среди прочего, причины подтопления, апелляционный суд, согласился с тем, что длительное подтопление национального парка "Шушенский бор" приводит к развитию процессов оглеения, снижение порозности и водопроницаемости почв, что будет способствовать процессу заболачивания, усыханию деревьев, сокращению площади лесов, и что для предотвращения подтопления территории национального парка предложено проведение мероприятий обеспечивающих отвод избыточного увлажнения в гидрографическую сеть, налаживание системы мониторинга за динамикой грунтовых вод, и пришел к правомерному выводу, что для предотвращения подтоплений необходимо проведение инженерных мероприятий и изысканий, в том числе на территории национального парка "Шушенский бор", возложив их организацию на учреждение.
Доводы кассационных жалоб о несогласии с выводами суда первой и апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было, материальный закон применен правильно.
Возлагая на Минприроды РФ обязанность по выделению финансирования ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор", при недостаточности денежных средств последнего, апелляционный суд исходил из того, что национальный парк является собственностью Российской Федерации и находится в ведении Минприроды РФ, в рамках осуществления ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" комплекса изысканий по установлению причин, разработке проекта инженерной защиты от подтопления и его реализации, в полномочия Минприроды РФ входит предоставление финансирования в целях осуществления указанных мероприятий, исходил из необходимости эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, того обстоятельства, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния, длительный период отсутствия действий по защите территории национального парка от затопления, что влечет истощение почв и неблагоприятное воздействие на животный и растительный мир уникального природного комплекса, что, безусловно, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, учитывая полномочия и компетенцию Минприроды РФ.
Кассационная жалоба Минприроды РФ содержит доводы о допущенных судом апелляционной инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в том, что суд, возлагая на Минприроды РФ указанную выше обязанность, в нарушение статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных прокурором исковых требований, заслуживающие внимания.
Из материалов дела следует, что прокурор Шушенского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, не обращался в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Российской Федерации об обязании при недостаточности денежных средств выделить финансирование ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" на разработку проекта инженерной защиты территории и обеспечение инженерной защиты от подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов (т.1 л.д. 2 - 10, 220 - 228, т. 2 л.д. 42 - 47).
Между тем, частично отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции возложил на Министерство природных ресурсов Российской Федерации обязанность при недостаточности денежных средств выделить финансирование ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" на разработку проекта инженерной защиты территории и обеспечение инженерной защиты от подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов, при том, что, выходя за пределы заявленного иска, так из за пределы апелляционной жалобы, суд не указал федеральный закон, не привел обстоятельства, позволявшие разрешить спор за пределами требований истца, т.е. того иска, который предъявлен в рамках заявленных правоотношений.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска и размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, замене ненадлежащего ответчика и привлечении к участию в деле третьих лиц в суде апелляционной инстанции в силу части 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применяются.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд не вправе самостоятельно изменять предмет или основание иска, вправе принять решение только по заявленным требованиям и может выйти за их пределы лишь в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Между тем судом апелляционной инстанции данные требования процессуального закона соблюдены не были.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекшими нарушение прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г. в части отмены решения суда первой инстанции и обязания Министерства природных ресурсов и экологии РФ при недостаточности денежных средств выделить финансирование ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" на разработку проекта инженерной защиты территории и обеспечение инженерной защиты от подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов нельзя признать законным, оно подлежат отмене. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г. и решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022 г. и дополнительное решение к нему от 17 мая 2022г. в неотмененной части подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г. отменить в части обязания Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации при недостаточности денежных средств выделить финансирование ФГБУ "Национальный парк "Шушенский бор" на разработку проекта инженерной защиты территории и обеспечение инженерной защиты от подтопления и затопления территории Национального парка "Шушенский бор" и расположенных в нем природных и историко-культурных комплексов и объектов, в остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2022 г. и решение Шушенского районного суда Красноярского края от 18 января 2022 г. и дополнительное решение к нему от 17 мая 2022г. в неотмененной части - оставить без изменения.
Кассационную жалобу администрации Шушенского района Красноярского края оставить без удовлетворения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.