Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-880/2022 (УИД 23OS0000-01-2022-000493-09) по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя акционерного общества "Тандер" Зафирова С.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер") обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, а также долевым собственником земельного участка с кадастровым номером N. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком Кондратьевым Е.П. в отчете от 4 апреля 2022 г. N К-22-23-1, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2022 г. заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 11499000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 8125000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 9568000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 15392000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 6910000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 7171000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование приведены доводы, указывающие на то, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Изменение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к снижению размера налоговых платежей, что повлияет на наполняемость бюджета. Автор жалобы полагает, что оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков до оспаривания нормативного правового акта департамента имущественных отношений Краснодарского края, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, противоречит нормам действующего законодательства.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца поданы письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Тандер" Зафиров С.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции изменить в части размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установив его в соответствии с выводами дополнительной судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150, части 4 статьи 247, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Тандер" является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N площадью 658 +/- 9 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий и сооружений, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 575 +/- 8 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства магазина, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 645 +/- 17, 7 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации двухэтажного здания магазина и офисных помещений, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 630 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под частью здания магазина, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 463 +/- 7 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: зона застройки многоквартирными жилыми домами (Ж.2), для строительства магазина, расположенного по адресу: "адрес".
АО "Тандер" на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 1202 +/- 12 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Ленина.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 г. и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 15499446, 62 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11319961, 75 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 13282098 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 21217836, 22 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9438855, 30 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9913093, 91 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 ноября 2020 г, 25 ноября 2020 г, 28 ноября 2020 г, 30 ноября 2020 г, 16 декабря 2020 г.
Принимая во внимание, что АО "Тандер" является собственником земельных участков, результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке от 4 апреля 2022 г. N К-22-23-1, выполненный оценщиком Кондратьевым Е.П. (далее - отчет об оценке), из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 г. составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3072000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 2685000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3012000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 7591000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3979000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 5612000 рублей.
Исследовав отчет об оценке земельных участков, в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости земельных участков, суд первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначил судебную оценочную экспертизу с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке на соответствие требованиям действующего законодательства, а в случае несоответствия - определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская Оценочная Компания" (далее - ООО "КОК").
Из заключения эксперта ООО "КОК" ФИО11 от 27 июля 2022 г. N 3а-880-22 (далее также - заключение эксперта) следует, что отчет об оценке не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности; оценщиком допущены нарушения требования федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, допускались иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости; информация, использованная оценщиком, не в полном объеме является проверяемой.
Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 г. составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11499000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 8125000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9568000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 15392000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 6910000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 7171000 рублей.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Как следует из содержания экспертного заключения от 27 июля 2022 г. N 3а-880-22, в части установления рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N оно выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, в нем содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости земельных участков на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
В заключении представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики, проведен анализ рынка земельных участков, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которому относятся объекты оценки, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельных участков.
Данная информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации.
Таким образом, заключение эксперта правильно было принято судом первой инстанции за основу при установлении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N.
Также с учетом выводов судебной оценочной экспертизы отчет об оценке судом обоснованно не принят в качестве допустимого доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимости земельных участков.
Вместе с тем, в отношении земельного участка с кадастровым номером N у судебной коллегии возникли сомнения в части полноты проведенного экспертом исследования, так как при оценке представленного в материалы дела заключения эксперта было установлено, что при расчете рыночной стоимости указанного земельного участка сравнительным подходом экспертом использован объект-аналог N 3 - земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Академика Трубилина, к которому ошибочно применена корректировка на "вид права" в размере 18%.
Из имеющейся в экспертном заключении информации видно, что указанный объект-аналог, как и иные, принадлежит продавцу на праве собственности, однако какого-либо обоснования необходимости применения к нему вышеуказанной корректировки экспертное заключение не содержит.
В письменных объяснениях по данному обстоятельству эксперт указал на допущенную техническую ошибку, повлиявшую на результаты расчета рыночной стоимости земельного участка.
В связи с изложенным представителем административного истца было заявлено ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 83 КАС РФ оснований для назначения дополнительной судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, с поручением ее производства тому же эксперту.
В соответствии с заключением дополнительной судебной экспертизы от 15 февраля 2023 г. N 66а-113/2023 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202032:36 по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 7664000 рублей.
Оснований не доверять выводам эксперта у судебной коллегии не имеется. В заключении дополнительной судебной экспертизы содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов, примененные корректировки по элементам сравнения экспертом обоснованы.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельного участка.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, судебная коллегия не находит.
Таким образом, с учетом результатов дополнительной судебной экспертизы от 15 февраля 2023 г. N 66а-113/2023 решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установленного размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
В остальной части решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.
Утверждение представителя администрации муниципального образования город Краснодар о невозможности пересмотра кадастровой стоимости земельных участков до оспаривания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" основано на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не поставлено в зависимость от оспаривания нормативного правового акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к снижению наполняемости бюджета, не имеет правового значения для разрешения административного спора об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2022 г. изменить в части размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 575 +/- 8 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 7664000 рублей.
В остальной части решения суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.