Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N26ОS0000-04-2022-000267-74 (N3а-423/2022) по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к министерству имущественных отношений Ставропольского края об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 по доверенности - ФИО8 на решение Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителя истцов ФИО8, принимавшую участие посредством видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда, заключение старшего прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год), в пункты 1686, 5020, 5497, 8809 которого включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами26:12:011605:979, N, расположенные по адресу: "адрес".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год), в пункты 1774, 5124, 6050, 8836 которого включены объекты недвижимости с кадастровыми N, расположенные по адресу: "адрес".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. N 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год), в пункты 1747, 5342, 6264, 9029 которого включены объекты недвижимости с кадастровыми N, расположенные по адресу: "адрес".
Названные приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 г, 30 декабря 2020 г, 28 декабря 2021 г. соответственно.
Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечней на 2020, 2021 и 2022 годы, указав о необоснованности включения в них принадлежащего им на праве собственности и общей долевой собственности нежилого объекта недвижимости с кадастровым N(здание) и расположенных в нем помещений с кадастровыми N, поскольку они не обладают, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется, исходя из кадастровой стоимости. На момент включения этих объектов в вышеуказанные перечни их обследование с целью установления вида фактического использования не проводилось. Документы, послужившие основанием и подтверждающие обоснованность включения нежилого здания и помещений в нем в названные перечни, как фактически используемого для размещения торговых площадей, отсутствуют.
Решением Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, административные истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что фактическое обследование здания и нежилых помещений, включенных в оспариваемые перечни, не проводилось; в связи с наличием технической документации на нежилое помещение с кадастровым номером N по состоянию на 03 декабря 2021 года, техническая документация 2006 г. на здание аннулируется; суд не принял во внимание противоречия в назначении и наименовании помещения с кадастровым номером N, которые содержатся в выписке из ЕГРН от 07 ноября 2018 г. и в выписке из ЕГРН от 06 октября 2022 г.; в период с 19 августа 2018 г. по 01 января 2022 г. произведена реконструкция объектов, площадь уменьшилась.
От Министерства имущественных отношений Ставропольского края поступили письменные возражения, в которых выражена позиция о законности и обоснованности принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО8 апелляционную жалобу поддержала в полном объеме.
Выступивший с заключением по делу прокурор ФИО6 полагал решение принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права, указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО8, заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Указанные обстоятельства соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания Перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности включения объектов недвижимости в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
Из письменных пояснений министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 марта 2023 г. б/н следует, что основанием для включения здания с кадастровым номером N:979в Перечни на 2020-2022 годы явился пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами N:18504, N:18505, N:3211 включены в Перечни на 2020-2022 годы как помещения, расположенные в здании, включенном в оспариваемые Перечни.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части включения здания с кадастровым номером N:979в Перечни на 2020-2022 годы, суд первой инстанции исходил из наличия оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для его включения в оспариваемые перечни, а именно:
- здание расположено на арендованном земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения торгово-офисного центра", - на здание имеется техническая документация, согласно которой 44% его общей площади предназначено для размещения объектов торговли.
Судебная коллегия, оценивая правомерность включения в Перечни на 2020-2022 годы здания с кадастровым номером N:979приходит к следующим выводам.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - это административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 соответственно.
В частности, такими критериями являются:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Оценивая возможность включения здания в оспариваемые перечни по такому критерию, как вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером N:979 расположено по адресу: "адрес" на принадлежащем административному истцу на праве аренды земельном участке с кадастровым номером N:121, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования на момент утверждения оспариваемых перечней "место размещения торгово-офисного центра".
Из ответа филиала ППК Роскадастр по Ставропольскому краю от 21 февраля 2023 г. N ИСХ/003023 следует, что названный вид разрешенного использования присвоен земельному участку и внесен в ЕГРН на основании постановления главы администрации города Ставрополя от 04 октября 2002 г. N 7028 и изменен на "здравоохранение, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, проведение научных исследований, проведение научных испытаний, деловое управление, обеспечение занятий спортом в помещениях" на основании постановления администрации города Ставрополя Ставропольского края от 29 июня 2022 г. N 1352, представленного с заявлением о внесении сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица от 29 июня 2022 г, то есть после утверждения Перечней на 2020-2022 годы.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что такой вид разрешенного использования как "место размещения торгово-офисного центра" предполагает размещение на земельном участке как торговых, так и офисных зданий, судебная коллегия полагает, что в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наличие такого вида разрешенного использования является самостоятельным и достаточным основанием для включения здания, расположенного на нем, в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость. Вывод судебной коллегии в указанной части согласуется с позицией Пятого кассационного суда общей юрисдикции, выраженной в кассационном определении от 20 июля 2022 г. по делу N 88А-5926/2022.
То обстоятельство, что земельный участок находится в аренде, применительно к существу рассматриваемого спора правового значения не имеет, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что со стороны арендодателя чинились препятствия в изменении вида разрешенного использования; в 2022 г. вид разрешенного использования беспрепятственно изменен на "здравоохранение, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, проведение научных исследований, проведение научных испытаний, деловое управление, обеспечение занятий спортом в помещениях". Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 15 договора аренды земельного участка от 20 января 2020 г. арендаторы приняли на себя обязательство использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, установленным пунктом 1 договора, то есть под размещение торгово-офисного центра. Оснований полагать, что земельный участок использовался с нарушением условий договора, у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, имеются основания для включения здания с кадастровым номером N:979 в Перечни на 2020-2022 годы по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Оценивания возможность включения в оспариваемые перечни здания по иным основаниям, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Выше указано, что одним из оснований для включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, является его предназначение для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, которое устанавливается в том числе по документам технического учета (инвентаризации).
Согласно материалам дела здание с кадастровым номером N:979 имеет площадь 1304, 3 кв.м, которая с момента постановки здания на государственный кадастровый учет не менялась, что следует из ответа филиала ППК Роскадастр по Ставропольскому краю от 21 февраля 2023 г. N ИСХ/003023, а также имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН в отношении здания (л.д. 27-35, том 1).
Из имеющегося в материалах дела технического паспорта на здание по состоянию на 09 апреля 2007 г, подготовленного ГУП Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация", следует, что в здании с литером А на нулевом этаже расположено торговое помещение с порядковым номером 4 площадью 288, 3 кв.м, на первом этаже расположено торговое помещение с порядковым номером 8 площадью 286, 3 кв.м, что в совокупности составляет 44, 06%, что является самостоятельным основанием для включения здания с кадастровым номером N:979 в оспариваемые перечни.
Наличие в материалах дела договоров аренды, на которые ссылаются административные истцы, не опровергают выводы суда первой инстанции о наличии оснований для включения здания с кадастровым номером N:979 в Перечни на 2020-2022 годы.
Доводы административных истцов о погашении технического паспорта на здание, подготовленного ГУП Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация" по состоянию на 09 апреля 2007 г, не нашли подтверждения.
Также подлежат отклонению доводы административных истцов о том, что ГБУ СК "Ставкрайимущество" подготовило отдельные технические паспорта на нежилые помещения 6, 7, 50-59 по состоянию на 19 октября 2018 г. и на нежилые помещения 1, 1а, 2, 2а, 2б, 2в, 2г, 3, 4а, 4б, 10-45 по состоянию на 03 декабря 2021 г. По убеждению судебной коллегии наличие названных паспортов не препятствует включению здания с кадастровым номером N:979 в оспариваемые перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание.
Доводы административных истцов о том, что уполномоченным лицом не проведено фактическое обследование здания, судебной коллегией отклоняются, поскольку имеются иные самостоятельные основания для включения здания с кадастровым номером N:979 в Перечни на 2020-2022 годы.
Рассматривая вопрос о наличии (отсутствии) оснований для включения в оспариваемые перечни нежилых помещений с кадастровыми номерами N, суд первой инстанции исходил из предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оснований, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности их включения в Перечни на 2020-2022 годы.
Судебная коллегия, оценив материалы дела в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении помещений, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, основанием для включения нежилого помещения в Перечень являются следующие критерии:
- нахождение помещения в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах);
- предназначение нежилых помещений в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации);
- фактическое использование нежилых помещений в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- наименование или разрешенное использование нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) свидетельствуют о размещении офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N:18504, N:18505, N:3211 расположены в здании с кадастровым номером N:979, обоснованность включения которого в Перечни на 2020-2022 годы судебной коллегией проверена выше и признана обоснованной.
Принимая во внимание изложенное, самостоятельным основанием для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N:18504, N:18505, N:3211 в Перечни на 2020-2022 годы является их нахождение в здании, отвечающем требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, нежилые помещения согласно ответу филиала ППК Роскадастр по Ставропольскому краю от 21 февраля 2023 г. N ИСХ/003023, а также сведениям, содержащимся в ЕГРН, на момент утверждения перечней на 2020-2022 годы имели наименование, свидетельствующее о размещении в указанных помещениях торговых и офисных объектов, а именно:
- нежилое помещение с кадастровым номером N:18504 имеет наименование "торгово-офисное", которое изменено на основании заинтересованного лица от 20 января 2022 г. на "отсутствует" с одновременным внесением сведений о виде разрешенного использования помещения "бытовое обслуживание"; на основании заявления заинтересованного лица от 19 апреля 2022 г. сведения о виде разрешенного использования помещения изменены с "бытовое обслуживание" на "здравоохранение, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, проведение научных исследований, проведение научных испытаний, деловое управление, обеспечение занятий спортом в помещениях", - нежилое помещение с кадастровым номером N:18505 имеет наименование "торгово-офисное", которое изменено на основании заявления заинтересованного лица от 05 апреля 2022 г. на "отсутствует" с одновременным внесением сведений о виде разрешенного использования "проведение научных испытаний, проведение научных исследований";
- нежилое помещение с кадастровым номером N:3211 имеет наименование "торгово-офисное", которое изменено на основании заинтересованного лица от 28 декабря 2022 г. на "отсутствует" с одновременным внесением сведений о виде разрешенного использования на "здравоохранение, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, обеспечение занятий спортом в помещениях, проведение научных испытаний, проведение научных исследований".
Сведений о том, что на момент утверждения оспариваемых перечней наименование помещений с кадастровыми номерами N было иным, чем содержится в ответе филиала ППК Роскадастр по Ставропольскому краю, материалы дела не содержат. Выписки из ЕГРН в отношении помещения с кадастровым номером N:18505 от 07 ноября 2018 г. и от 06 октября 2022 г, на которые в апелляционной жалобе ссылаются административные истцы, не опровергают юридически-значимые обстоятельства, существовавшие на момент утверждения Перечней на 2020-2022 годы.
Принимая во внимание выше изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы административных истцов судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При разрешении дела нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено; обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 30 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.