Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Колпакова А.В., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-212/2023 (УИД 23OS0000-01-2022-001315-65) по частной жалобе административного истца АО "Тандер" на определение Краснодарского краевого суда от 13 января 2023 г. об оставлении без рассмотрения административного искового заявления АО "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В., заслушав пояснения представителя административного истца Черновой Ю., суд апелляционной инстанции
установил:
АО "Тандер" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10888+/-60 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 35386000 рублей.
Определением Краснодарского краевого суда от 13 января 2023 г. административное исковое заявление АО "Тандер" оставлено без рассмотрения.
Административному истцу разъяснено, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, он вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
В частной жалобе представитель административного истца АО "Тандер" считает определение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит определение отменить полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Автор жалобы, не соглашаясь с выводом суда, что административным истцом не исполнено определение суда от 22 декабря 2022 г. Указывает, что во исполнение данного определения административным истцом предоставлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. То обстоятельство, что из платёжного поручения N от 7 декабря 2022 г. следует наименование платежа: "Госпошлина для подачи искового заявления в суд в рамках оспаривания кадастровой стоимости по объекту с КН N ММ Патока", не свидетельствует об отсутствии несения административным истцом расходов на уплату государственной пошлины. В данном платёжном документе имеется ссылка на административный спор: "Госпошлина для подачи искового заявления в суд в рамках оспаривания кадастровой стоимости". В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции о прекращении производства по административному делу осуществляется с проведением судебного заседания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования г. Новороссийск не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещался электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте суда.
В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть частную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца АО "Тандер" Чернову Ю, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 138 КАС РФ, в предварительном судебном заседании суд вправе оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.
Из материалов административного дела следует, что определением судьи Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. административное исковое заявление АО "Тандер" было принято к производству суда, назначено предварительное судебное заседание.
Данным определением суд определилпроцессуальное положение участников судебного разбирательства, а также предложил административному истцу к дате предварительного судебного заседания представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.
При этом суд указал, что приложенное к исковому заявлению АО "Тандер" копия платежного поручения от 7 декабря 2022 г. N подтверждает уплату государственной пошлины за обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером N, в то время как АО "Тандер" оспаривает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.
Оставляя исковое заявление АО "Тандер" без рассмотрения, суд руководствовался частью 4 статьи 138, пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, и исходил из того, что к дате предварительного судебного заседания административным истцом в полной мере не устранены выявленные судом нарушения, а также не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременного устранения таких нарушений.
Из материалов дела усматривается, что административный истец АО "Тандер" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
Исковое заявление оставлено без движения определением суда от 22 декабря 2022 г. в связи с тем, что к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины по поданному исковому заявлению. Был установлен срок для устранения недостатков.
Возвращая исковое заявление АО "Тандер", суд первой инстанции, исходил из того, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, в полном объеме не устранены.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральные законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Правила предъявления иска установлены главой 12 (статьи 124 - 131) КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме.
В административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии); наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если
данный порядок установлен федеральным законом; сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались; сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
К исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (пункт 2 части 1 статьи 126 КАС РФ).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 133 КАС РФ о подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.
Одним из оснований для оставления искового заявления без движения явилось непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Однако, как следует из материалов дела, истец АО "Тандер" представил в суд копию квитанции об уплате государственной пошлины.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Из представленных материалов усматривается, что в подтверждение оплаты государственной пошлины за подачу искового заявления был представлен подлинник платежного поручения с указанием всех реквизитов, по которым может быть проверена уплата государственной пошлины в случае возникших у суда сомнений.
То обстоятельство, что из платёжного поручения N от 7 декабря 2022 г. следует наименование платежа: "Госпошлина для подачи искового заявления в суд в рамках оспаривания кадастровой стоимости по объекту с КН N ММ Патока", не может свидетельствовать о невнесении денежных средств в соответствующий бюджет за выполнение такого процессуального действия как подача административного иска.
Кроме того в материалы дела административным истцом было представлено служебное письмо АО "Тандер" в котором отражена, приложенная к исковому заявлению АО "Тандер" копия платежного поручения от 7 декабря 2022 г. N, которая подтверждает уплату государственной пошлины за обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером N, в то время как уплату государственной пошлины за обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером N подтверждает копия другого платежного поручения N от 7 декабря 2022 г.
С учётом совокупности изложенных обстоятельств, вывод суда о том, что представителем истца представлена копия ненадлежащей квитанции по оплате государственной пошлины, поскольку в квитанции указан иной кадастровый номер объекта (N вместо N), правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку реквизиты уплаты госпошлины являются верными, а ошибка в указании дополнительных примечаний (кадастрового номера объекта) не влияет на сам факт предоставления надлежащей квитанции. Само по себе указание данной информации является факультативным и на бюджетные правоотношения по уплате госпошлины не влияет.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что административным истцом при подаче иска не были допущены существенные недостатки, а оставление административного иска без рассмотрения повлекло нарушение процессуального права заявителя жалобы на доступ к правосудию.
На основании изложенного оснований для возвращения заявителю по мотиву не устранения, указанных в определении об оставлении искового заявления без движения недостатков, у суда первой инстанции не имелось.
Допущенные нарушения норм процессуального права судом первой инстанции повлияли на исход рассмотрения спорного процессуального вопроса и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материалов в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятии иска к производству суда.
Руководствуясь статьями 309-311, 316 КАС РФ, суд
определил:
определение Краснодарского краевого суда от 13 января 2023 г. отменить.
Административное дело N 3а-212/2023 по административному иску АО "Тандер" об оспаривании кадастровой стоимости вернуть в суд первой инстанции на стадию рассмотрения дела.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.