Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Головкиной Л.А. и Стаховой Т.М, с участием прокурора Курышкиной О.А, при секретаре Родионовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-212/2022 по апелляционной жалобе Пинаева С.М. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2022 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления о признании не действующим в части решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 31 октября 1988 года N 873 "Об утверждении проекта детальной планировки нежилой зоны "Стеклянный городок" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Астафурова П.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Санкт-Петербурга Долгушевой А.А, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
31 октября 1988 года Исполнительным комитетом Ленинградского городского Совета народных депутатов принято решение N 873 (далее - Решение N 873 от 31 октября 1988 года), которым утвержден разработанный институтами "ЛенНИИпроект" и "Ленгипроинжпроект" и одобренный Градостроительным советом Ленинграда проект детальной планировки нежилой зоны "Стеклянный городок" в следующем составе:
план красных линий;
основные положения проекта (приложение 1);
перечень первоочередных мероприятий по освобождению территории для строительства (приложение 2);
основные градостроительные решения, принятые в эскизе застройки нежилой зоны, для руководства в последующих стадиях проектирования.
Пинаев С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения N 873 от 31 октября 1988 года в части установления обозначающих внутриквартальный проезд по ул.Автогенная красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5797 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (далее также - земельный участок) и нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1016, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что является собственником расположенных на вышеуказанном земельном участке нежилых зданий, однако не имеет возможности реализовать право на приобретение этого участка в собственность, поскольку оспариваемым в части нормативным правовым актом утверждены красные линии в границах этого участка, проходящие непосредственно через нежилое здание с кадастровым номером N, чем нарушаются его права.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Пинаев С.М. просит отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлены возражения Правительством Санкт-Петербурга.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, проанализировав действовавшее на момент разработки и принятия Решения N 873 от 31 октября 1988 года на федеральном уровне нормативное регулирование, в частности положения Инструкции по составлению проектов планировки и застройки городов СН 345-66, утвержденной Госстроем СССР 23 марта 1966 года, исходил из того, что оно принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных требований к процедуре его принятия, форме и содержанию.
Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из пункта 4 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" следует, что документация по планировке (застройке) территории Санкт-Петербурга, утвержденная до вступления в силу данного закона, действует в части, не противоречащей Генеральному плану Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" установлено, что со дня вступления в силу данного Закона Санкт-Петербурга правовые акты Санкт-Петербурга действуют в части, не противоречащей указанному Закону Санкт-Петербурга.
Таким образом, действующим законодательством допускается применение ранее принятой градостроительной документации в части, не противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Соответственно, утвержденный оспариваемым решением в 1988 году проект планировки территории может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Такого несоответствия судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела выявлено не было.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в том числе: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет красные линии как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно пункту 12 статьи 1 указанного кодекса территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).
Случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, предусмотрены частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, в частности, подготовка документации по планировке территории является обязательной в случае, если необходимы установление, изменение и отмена красных линий.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проектов планировки территории, состоящих из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.
Суд, разрешая данное дело, правильно исходил из того, что оспариваемые красные линии установлены в документе, который по наименованию и общему содержанию соответствует тому документу, в котором в настоящее время должны быть установлены красные линии.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории должна соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки.
Согласно картам функциональных зон Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" земельный участок с кадастровым номером N расположен в функциональной зоне П (зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны).
На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", земельный участок с кадастровым номером N отображен в территориальной зоне ТД1-2_2 (общественно-деловая подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга, расположенных вне зоны влияния кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Основные положения проекта детальной планировки предусматривают предназначение нежилой зоны "Стеклянный городок" для размещения и развития преимущественно нежилых объектов: промышленных и транспортных предприятий, прирельсовых и неприрельсовых складов различного профиля, с сохранением существующего капитального жилищного фонда в кварталах 6, 7, 14а и убыль жилищного фонда с высокой степенью физического износа в кварталах 21 и 23 в размере 12, 5 тыс. кв.м полезной площади (пункты 3, 4), что не противоречит существующему в настоящее время функциональному и территориальному зонированию.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, в функциональную зону "У" Генерального плана Санкт-Петербурга выделена зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры, в то время как иные улицы и дороги местного значения в отдельную функциональную и территориальные зоны не выделяются и могут располагаться в любой территориальной зоне как территория общего пользования с учетом положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствие в картографическом материале Генерального плана Санкт-Петербурга перспективного строительства участка улицы местного значения - Автогенной улицы не свидетельствует о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае проект детальной планировки, как следует из его содержания и пояснительной записки к этому акту, разрабатывался, в том числе, в целях усовершенствования планировочной структуры сложившегося района нежилой застройки, улучшения транспортных связей, в связи с чем был намечен ряд мероприятий по усовершенствованию улично-дорожной сети, в рамках которого план красных линий фиксирует перспективное решение планировки района, красные лини решаются в окончательном виде на перспективу для окончательного решения границ землепользования, чтобы проектирование, строительство и реконструкция предприятий, затрагиваемых красными линиями магистралей и узлов вести с учетом этой перспективы, а также заблаговременно ставить вопрос о перебазировании некоторых объектов; для реализации поставленных целей запланировано в первую очередь строительство участка улицы местного значения - Автогенной улицы, предназначенной для обеспечения транспортных связей в пределах территории с нежилой застройкой с выходом на магистрали городского значения ул.Седова и Большой Смоленский пр..
Таким образом, Решение N 873 от 31 октября 1988 года отвечает принципу обоснованности нормативно-правового регулирования.
Проверяя довод административного истца о произвольности установления проектом ширины между красными линиями в пределах земельного участка, суд исследовал эскиз застройки территории и обоснованно указал, что в районе железнодорожных подъездных путей у улицы Автогенная предусматривается размещение открытых стоянок автомобильного транспорта, то есть установление красных линий на соответствующем участке осуществлено с учетом перспективного размещения таких стоянок, что свидетельствует об отсутствии произвольности акта в этой части.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на нарушение своих прав установлением оспариваемым решением красных линий перспективного продолжения Автогенной улицы на участке от Большого Смоленского пр. до ул.Седова в пределах земельного участка с кадастровым номером N, в границах которого расположены принадлежащие ему на праве собственности нежилые здания.
Материалами делам подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N и расположенное в его границах нежилое здание с кадастровым номером N пересекают установленные в составе оспариваемого нормативного правового акта красные линии перспективного продолжения Автогенной улицы на участке от Большого Смоленского пр. до ул.Седова.
Из обосновывающих материалов к Решению N 873 от 31 октября 1988 года усматривается, что в рамках проекта предусматривается перебазирование склада предприятия "Лесохимпродукция" объединения "Ленлесбумстройснаббыт", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Автогенная, д.2. Для реализации проекта предусмотрено изъятие 0, 1 территории этого предприятия. Проект детальной планировки согласован объединением "Ленлесбумстройснаббыт" и Госснабом СССР.
На основании плана приватизации, утвержденного заместителем председателя Госкомимущества России 19 апреля 1993 года, право собственности на нежилые здания на земельном участке по вышеуказанному адресу зарегистрировано за открытым акционерным обществом по поставкам лесобумажной продукции и строительных материалов "Лесбумстройснаб". Земельный участок с кадастровым номером 78:12:0007017:8 передан АООТ Лесбумстройснаб Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга по договору аренды от 27 февраля 1997 года N 13-ЗД-00596. В дополнительном соглашении к этому договору от 15 ноября 2002 года указано, что в отношении земельного участка установлена зона особого режима использования - зона градостроительных ограничений площадью 1516 кв.м, отраженная на плане земельного участка как земли общего пользования. Аналогичные ограничения, как предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, отражены в кадастровом паспорте земельного участка от 10 октября 2016 года.
Права и обязанности по вышеуказанному договору аренды переданы ОАО по поставкам лесобумажной продукции и строительных материалов "Лесбумстройснаб" по договору от 17 ноября 2016 года Пинаеву С.М... В договоре зафиксировано, что на земельном участке установлены ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации на площади 1516 кв.м.
Таким образом, на дату приобретения объектов недвижимости административному истцу было достоверно известно об установленных на основании Решения N 873 от 31 октября 1988 года и исчерпывающим образом определенных ограничениях прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на площади 1516 кв.м. Заключая соглашение от 17 ноября 2016 года Пинаев С.М. выразил согласие с указанными ограничениями, которые, с учетом местоположения оспариваемых красных линий обеспечивает возможность эксплуатации земельного участка в соответствии с его функциональным назначением.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, права административного истца не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы об истечении сроков реализации оспариваемого акта и его неактуальности в настоящее время заявлялись в суде первой инстанции и обоснованно признаны судом не свидетельствующими о наличии оснований для признания Решения N 873 от 31 октября 1988 года недействующим в оспариваемой части.
Редакция статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующей до 31 марта 2015 года, не предусматривала сроки изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Положения пункта 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, введены в действие Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступили в силу с 1 апреля 2015 года.
В силу части 15 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения частей 12.4 - 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Срок действия документа, определяющего красные линии, не установлен. При этом в силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение или отмена красных линий осуществляется в документации по планировке территории.
Само по себе желание административного истца отменить имеющиеся ограничения в отношении земельного участка может являться основанием для инициирования данным лицом процедуры внесения изменений в оспариваемое в части решение, а не для признания его недействующим в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пинаева С.М. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.