Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Еременко Анастасии Викторовны на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 07 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ИП Еременко Анастасии Викторовны к администрации города Комсомольска-на-Амуре об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11 июня 2021 года N 1014-па утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Комсомольска-на-Амуре на 2021 - 2026 годы (далее - Документ планирования регулярных перевозок), который размещён на официальном интернет-сайте органа местного самоуправления http://www.kmscity.ru, опубликован в официальном печатном издании - газете "Дальневосточный Комсомольск" от 11 июня 2021 года N 47.
Документом планирования регулярных перевозок в редакции постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 02 марта 2022 года N 353-па, в частности, маршрут N 31/2 сообщением "Бульвар Юности - ул. Уральская" отменён с 01 сентября 2022 года (ранее - с 31 марта 2022 года) (раздел III пункт 8 строка 36 (ранее - раздел III пункт 8 строка 35)); определено начало осуществления перевозок по маршруту N 8 "ул.Уральская - 66 квартал" с 01 сентября 2022 года (ранее - с 31 марта 2022 года) (раздел III пункт 9 строка 8); срок выполнения мероприятий по установлению маршрута и проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления перевозок по маршруту N 8 "ул.Уральская - 66 квартал" установлен 1 квартал 2022 года - 2 квартал 2022 года (ранее - 4 квартал 2021 года) (раздел III пункт 10 строка 2).
ИП Еременко А.В. обратилась в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре с вышеназванным административным исковым заявлением, и с учётом уточнения исковых требований, просила признать недействующими положения Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Комсомольска-на-Амуре на 2021-2026 годы, утверждённого постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11 июня 2021 года N1014-па, в редакции постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 02 марта 2022 года N353-па, а именно: в таблице порядкового номера 36 пункта 8 раздела III об отмене маршрута N 31/2 "Бульвар Юности - ул. Уральская" - с 1 сентября 2022 года; в таблице порядкового номера 8 пункта 9 раздела III о начале осуществления перевозок по маршруту N 8 "ул. Уральская - 66 квартал" - с 1 сентября 2022 года; в таблице порядкового номера 2 пункта 10 раздела III о сроках выполнения мероприятий по установлению маршрута и проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления перевозок по маршруту N 8 "ул. Уральская - 66 квартал" - 1 и 2 квартал 2022 года.
В обоснование заявленных требований указала, что при отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок и проведении конкурсов на другие маршруты, администрацией не были соблюдены обязательные для проведения этих мероприятий условия, в частности Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные заместителем Министра транспорта Российской Федерации 30 июня 2020 года, а также Положения "Об организации транспортного обслуживания населения... ", утверждённого постановлением администрации от 4 августа 2021 года N 1399-па; данных, необходимых для отмены существующего маршрута N 31/2 и установления нового маршрута N 8 Документ планирования регулярных перевозок не содержит. Кроме этого, в нарушение части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, подпункта 2.17 постановления администрации города от 12 октября 2016 года N 2654-па, ответчик не уведомил её (ИП Еременко А.В.) в установленные сроки и в установленном порядке об отмене осуществляемого ею маршрута N 31/2.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 31 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 07 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ИП Еременко А.В. отказано.
26 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Еременко А.В, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре 17 января 2023 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов и о принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, суды без достаточной и объективной мотивации отвергли её доводы, изложенные в административном иске и апелляционной жалобе, о том, что оспариваемые положения Документа планирования регулярных перевозок, в редакции постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 02 марта 2022 года, не соответствуют требованиям Закона N 220-ФЗ, в части применения их к маршруту N 31/2, а именно части 3 статьи 112, части 5 статьи 39 названного Закона, поскольку отсутствует в правовом смысле решение об отмене изменённого маршрута N 31/2 в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок серия 5 N 000448 от 19 июля 2021 года, не соблюдены предусмотренные данными нормами права сроки уведомления её (ИП Еременко А.В.), как перевозчика об отмене указанного маршрута, а также, не соответствуют части 4 статьи 2 указанного Закона, так как подготовка новой редакции Документа планирования регулярных перевозок осуществлена без учёта предусмотренных норм Положения, утверждённого постановлением Администрации от 04 августа 2021 года N 1399-па, следовательно, нарушена процедура их принятия, а также без учёта норм постановления Администрации от 12 ноября 2016 года N 2654-па "Об утверждении порядка организации регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории г.Комсомольска-на-Амуре". Исходя из изложенного, при установленных обстоятельствах, применение на практике оспариваемых положений Документа планирования регулярных перевозок создаёт правовую неопределённость, которая может быть преодолена только в случае признания этих положений недействующими, что не было учтено судом первой инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2023 года кассационная жалоба Еременко А.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений статей 29, 30 Устава городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03 сентября 1996 года N 55, решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29 июля 2015 года N71 "Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольска-на-Амуре", уполномоченном на осуществление функций по организации регулярных перевозок", Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения, включая вопрос организации регулярных перевозок на территории городского округа.
Из содержания пункта 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ следует, что под "документом планирования регулярных перевозок" понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 13 июля 2015 года N 220-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Порядок разработки и утверждения проекта планирования регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования в муниципальном образовании городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" утверждён постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 01 июня 2016 года N 1464-па, в соответствии с пунктом 3 которого с учётом изменений внесённых в него постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 мая 2021 года N 870-па, подготовку Документа планирования и внесение в него изменений обеспечивает Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 2.15 постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12 октября 2016 года N 2654-па "Об утверждении Порядка организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу на момент рассмотрения настоящего дела), решение об отмене маршрута принимается на основании предложений уполномоченного органа и предусматривается в документе планирования.
Пунктом 2.17 указанного постановления определено, что уполномоченный орган информирует юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по маршруту, об отмене маршрута регулярных перевозок не позднее 180 дней до дня вступления указанного решения в силу почтовым отправлением.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сославшись на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29 июля 2015 года N 71 "Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", Порядка разработки и утверждения проекта планирования регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования в муниципальном образовании городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре", утверждённого постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 01 июня 2016 года N 1464-па, с учётом изменений внесённых в него постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 мая 2021 года N 870-па, Устав городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, исходили из того, что в период с 14 июня 2016 года по 14 июня 2021 года ИП Еременко А.В. осуществляла деятельность по перевозке пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах города Комсомольск-на-Амуре N31/2 на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту 05 N 000046 и карты маршрута, с 19 июля 2021 года по 31 марта 2021 года - свидетельства серии 05 N 000448 и карт маршрута, продлённого по 01 сентября 2022 года; что Еременко А.В. было направлено уведомление от 14 декабря
2020 года N 1-1-35/14521 об отмене муниципальных маршрутов, в том числе N 31/2, оформленное за подписью заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре, факт получение которого (уведомления) административный истец не оспаривала, в связи с чем, права административного истца на своевременное уведомление о закрытии маршрута регулярных перевозок были соблюдены административным ответчиком в полной мере; что проект обжалуемого постановления был опубликован на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре, при этом, указан срок проведения публичных слушаний и публичных консультаций проекта; что в рамках предоставленных законом полномочий подготовку Документа планирования и внесение в него изменений обеспечило Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края; что Документом планирования регулярных перевозок в редакции постановления администрации горда Комсомольска-на-Амуре от 02 марта 2022 года N 353-па, маршрут N 31/2 сообщением "Бульвар Юности - ул. Уральская" отменён с 01 сентября 2022 года (ранее - с 31 марта 2022 года), определено начало осуществления перевозок по маршруту N 8 "ул. Уральская - 66 квартал" с 01 сентября 2022 года (ранее - с 31 марта 2022 года), срок выполнения мероприятий по установлению маршрута и проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления перевозок по маршруту N 8 "ул.Уральская - 66 квартал" установлен 1 квартал 2022 года - 2 квартал 2022 года (ранее - 4 квартал 2021 года), и пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Еременко А.В, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Указание в кассационной жалобе на то, что у неё (ИП Еременко А.В.), как перевозчика маршрута перевозок N 31/2, было отобрано право перевозок и это право было передано другому перевозчику, который с 02 сентября 2022 года осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту N 8, путь следования которого полностью повторяет отменённый маршрут N 31/2, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку уполномоченный орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить перечень действующих автобусных маршрутов в пределах границ соответствующего городского округа, в свою очередь, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия Администрацией оспариваемого нормативного правового акта, поскольку это относится к её компетенции (пункт 28 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Иные доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еременко Анастасии Викторовны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.