Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Тесленко А.А. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 24 мая 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алиев Р.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения, изложенного в письме от "данные изъяты" об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 60 кв.м, в квартале 666Б г. Благовещенска для проведения аукциона с целью его использования для индивидуального гаража-стоянки.
Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемым решением администрации г. Благовещенска ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для последующего проведения аукциона по тем основаниям, что образование земельного участка в квартале "данные изъяты", застроенном многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г. Благовещенска территория, на которой расположен запрашиваемый земельный участок, предназначена для объектов гаражного назначения (зона Тр-4), схема расположения земельного участка подготовлена в соответствии с установленными требованиями.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 15 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 24 мая 2022 года административное исковое заявление Алиева Р.Д. удовлетворено частично, решение администрации г. Благовещенска от "данные изъяты" об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории г. Благовещенска, площадью 60 кв.м. в квартале 666Б признано незаконным; на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Алиева Р.Д. от "данные изъяты" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
24 ноября 2022 года представителем администрации г. Благовещенска Тесленко А.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что спорный земельный участок в соответствии с постановлением мэра г. Благовещенска от 27 августа 2002 года N 2130 расположен в границах планировочной структуры - квартала "данные изъяты", застроенного многоквартирными домами, в котором образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом один элемент планировочной структуры может включать несколько территориальных зон, что не было учтено судами при разрешении дела. Решение вопроса об утверждении схемы ставится в зависимость не только от соответствия территориальной зоны, но и от нахождения земельного участка в границах элемента планировочной структуры.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные Алиевым Р.Д. требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным постановлением администрации г. Благовещенска от 14 января 2022 года N 149, расположен в территориальной зоне Тр-4, которая предназначена для размещения объектов гаражного назначения, многоквартирные жилые дома в данной зоне отсутствуют, поэтому оснований считать, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными дома, не имеется.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела и постановлены при правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 названной статьи).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В пункте 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под элементом планировочной структуры понимается часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 738/пр утверждены виды элементов планировочной структуры: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; улично-дорожная сеть.
Элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах городских и сельских поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки документации по планировке территории (статьи 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для отнесения территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, к элементу планировочной структуры, застроенному многоквартирными домами.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании примененных при разрешении административного дела положений законодательства, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, постановлением мэра г. Благовещенска от 27 августа 2002 года N 2130 утвержден перечень номеров и описание кварталов города Благовещенска согласно приложению N 1. В соответствии с градостроительным законодательством указанное постановление не является документом, определяющим элементы планировочной структуры территории городского округа.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного ответчика не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Благовещенска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.