Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Государственной жилищной инспекции Камчатского края, ведущему специалисту Государственной жилищной инспекции Камчатского края Климовой М.В, заинтересованное лицо межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа, об оспаривании заключения.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - УКХЖФ администрации Петропавловск-Камчатского ГО) обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - ГЖИ Камчатского края) и просило признать незаконным заключение обследования жилого дома N 6 по улице Капитана Драбкина в городе Петропавловск-Камчатском от 31 января 2022 года, указав в обоснование, что согласно данному заключению ведущим специалистом ГЖИ Камчатского края были выявлены дефекты и повреждения конструктивных элементов стен данного жилого дома, которые могут стать основанием для признания жилых помещений непригодными для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, в тоже время ГЖИ Камчатского края не является специализированной организацией и не наделена полномочиями по специализированному обследованию многоквартирных домов, по государственному контролю (надзору) в указанной сфере.
Определением судьи от 28 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён ведущий специалист ГЖИ Камчатского края Климова М.В, в качестве заинтересованного лица межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска УКХЖФ администрации Петропавловск-Камчатского ГО отказано.
09 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УКХЖФ администрации Петропавловск-Камчатского ГО, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 19 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов, и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, предусматривающим, что для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, каковой ГЖИ Камчатского края не является. Не согласен кассатор и с выводами судов о том, что оспариваемое заключение порождает обязанность Комиссии только рассмотреть заключение. Ссылаясь в заключении на выявленные в результате проведённого визуального обследования разрушений и повреждений конструктивных элементов многоквартирного дома, ГЖИ Камчатского края, в нарушение Свода правил СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, к детальному обследованию не перешло. Кассатор полагает, что составление заключения обследования жилого дома для установления оснований признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не входит в компетенцию ГЖИ Камчатского края и является превышением должностных полномочий.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 года кассационная жалоба УКХЖФ администрации Петропавловск-Камчатского ГО передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том числе: требований к использованию и сохранности жилищного фонда; требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На территории Камчатского края таким органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, является Государственная жилищная инспекция Камчатского края, действующая на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 418-П.
Так, Государственная жилищная инспекция Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на территории Камчатского края (пункт 1). Инспекция осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 21). Инспекция имеет право проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю (пункт 38.4).
В силу пункта 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, комиссия на основании, в частности, заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положения требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 47).
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, установили, что 12 января 2022 года прокуратурой города Петропавловска-Камчатского в адрес ГЖИ Камчатского края перенаправлено обращение ФИО6, проживающего в квартире N дома N 6 по улице Капитана Драбкина в городе Петропавловск-Камчатском, для рассмотрения в части ненадлежащего содержания и ремонта многоквартирного дома; что 28 января 2022 года ведущим специалистом отдела жилищного надзора и лицензионного контроля ГЖИ Камчатского края Климовой М.В, действующей на основании приказа заместителя руководителя ГЖИ Камчатского края N 19 ЛК от 17 января 2022 года, проведена внеплановая проверка деятельности ООО "УК "ЖЭК", по результатам которой составлен акт N 19 ЛК/1-4Ж от 22 января 2022 года о выявленных нарушениях обязательных требований, ООО "УК "ЖЭК" выдано предписание на устранение нарушений законодательства N 19 ЛК/1/1-4ж от 28 января 2022 года, а также составлено заключение от 31 января 2022 года, в котором отражены результаты обследования технического состояния жилого дома: выявлены дефекты и повреждения конструктивных элементов стен жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций здания и дома в целом, создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, и указано на наличие необходимости рассмотрения межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа вопроса о признании спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, а расположенных в нем помещений - пригодными (непригодными) для проживания, в порядке, установленном Положением N 47, и принятия решения в соответствии в соответствии с пунктом 47 данного Положения, и пришли к правильному выводу, что оспариваемое заключение вынесено полномочным должностным
лицом в рамках осуществления государственного жилищного надзора, при наличии соответствующих оснований, что оспариваемое заключение является законным и порождает лишь обязанность межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа рассмотреть его.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем УКХЖФ администрации Петропавловск-Камчатского ГО, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.