Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 03 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шадрина Петра Геннадьевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, заинтересованное лицо УФСИН России по Хабаровскому краю, о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шадрин П.Г. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении при отбывании им наказания, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения в камере, в которой он отбывает наказание; в несоблюдении температурного режима в камере; в запрете надевать теплую куртку на прогулку при низкой температуре воздуха; в необеспечении нормами питания: в необеспечении вещевым довольствием; в неоказании квалифицированной медицинской помощи; взыскать компенсацию за ненадлежащие условия его содержания в исправительном учреждении, в размере 277 000 рублей, указав в обоснование, что отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 09 августа 2019 года, где бытовые и санитарные условия не отвечают российским и международным нормам. В камерах отсутствует горячее водоснабжение, нарушен температурный режим; при выводе на прогулку 04 октября 2021 года ему было запрещено надевать теплую куртку; в рационе питания отсутствуют свежие овощи, сахар. С 06 сентября 2021 года по состоянию здоровья ему положено дополнительное питание, однако выдается только молоко в повышенном размере, нормы замены продуктов не соблюдаются. С 2019 года он не обеспечен в полном объёме вещевым довольствием: не выданы носки простые, носки теплые, майки. В период отбывания наказания ему либо не оказывалась либо оказывалась, но ненадлежащим образом медицинская помощь в связи с имевшимися у него заболеваниями зрения, свища на ягодице.
Определением судьи Амурского городского суда Хабаровского края от 12 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 03 декабря 2021 года административные исковые требования Шадрина П.Г. удовлетворены частично. Признано незаконным и нарушающим права осужденного Шадрина П.Г. необеспечением горячим водоснабжением за период с 03 июня 2021 года по 03 декабря 2021 года, и на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в срок в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу, устранить нарушение прав административного истца в части обеспечения горячим водоснабжением в камере, где Шадрин П.Г. отбывает наказание. Признано незаконным и нарушающим права осужденного Шадрина П.Г. в ненадлежащей организации питания Шадрина П.Г. в период с 01 июня 2021 года по 22 июня 2021 года; в необеспечении в полном объёме вещевым довольствием в период с 09 августа 2019 года по 03 декабря 2021 года, и на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в срок до 30 июня 2022 года устранить нарушения материально-бытового обеспечения Шадрина П.Г. в части обеспечения его одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года N216 "Об утверждении норм довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", а именно носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России, за счёт казны Российской Федерации взыскана в пользу Шадрина П.Г. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7 500 рублей. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 03 декабря 2021 года отменено в части отказа в признании незаконными действий (бездействия) в непредоставлении Шадрину П.Г. медицинской помощи. В указанной части принято новое решение, которым признаны незаконными действия (бездействие), выразившиеся в непредоставлении Шадрину П.Г. специализированной медицинской помощи. Изменено решение Амурского городского суда Хабаровского края от 03 декабря 2021 года в части суммы компенсации - с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации взыскана компенсация в размере 10 000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года отменено в части взыскания с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Шадрина П.Г. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В данной части административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Хабаровский краевой суд в ином составе суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2022 года с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Шадрина П.Г. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 рублей.
09 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 27 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и принятии по делу нового решения.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, здания ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 1994 года постройки и рабочей документацией предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме. В посёлке Эльбан оказывает услуги горячего водоснабжения ООО "ШелТЭК". Проектной документацией исправительного учреждения не предусмотрена непрерывная круглосуточная подача горячего водоснабжения в камеры содержания. Подводка горячей воды к умывальникам в камерах не была предусмотрена на момент строительства колонии. При помывке административный истец пользуется горячей водой, для стирки белья имеется прачечная, в камере для нагрева воды разрешается пользоваться кипятильниками. Отсутствие горячего водоснабжения в камерах Учреждения не связано с бездействием административных ответчиков, а является следствием отсутствия центрального теплоснабжения в посёлке Эльбан. Требование в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворено при недоказанности факта нарушения условий содержания. Взысканный размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, с учётом отсутствия каких либо негативных последствий для административного истца.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2023 года кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, до начала судебного заседания ходатайств об обеспечении их участия с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (статья 10 УИК РФ).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 УИК РФ.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02 июня 2003 года N 130-ДСП (далее - Инструкция), пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками. Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
Носки хлопчатобумажные в количестве 4 пары выдаются на 1 год, носки полушерстяные 2 пары выдаются на 1 год, вместо носков полушерстяных разрешается выдавать портянки зимние из расчета 1 пара портянок вместо 1 пары носков полушерстяных на 1 год; майка 3 штуки выдается сроком носки 2 года, вместо 1 майки разрешается выдавать 1 фуфайку (футболку) с короткими рукавами. (Приложение N 1 к Приказу N216).
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определён приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года N 696.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 установлены повышенные нормы питания, рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении административного искового заявления в части, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, установили, что Шадрин П.Г. с 09 августа 2019 года отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю; что в камерах, где он отбывает наказание отсутствует горячее водоснабжение (в оспариваемый период с 03 июня 2021 года по 03 декабря 2021 года); что он не был обеспечен вещевым довольствием (носками хлопчатобумажными и полушерстяными) по нормам положенности; что в период с 01 июня 2021 года по 22 июня 2021 года в рационе осужденного Шадрина П.Г. отсутствовал сахар, который не был ничем заменён; а также что Шадрину П.Г. не была проведена диагностика имеющегося у него заболевания органа зрения, что является обязательным элементом качества медицинской помощи, и, что имея диагноз: "данные изъяты" свищ, с рекомендацией оперативного лечения в плановом порядке в условиях проктологического отделения, сроки оказания данной операции необоснованно затягивались, и пришли к правильному выводу о том, что в отношении осужденного Шадрина П.Г. исправительным учреждением нарушены его права на материально-бытовое обеспечение и надлежащую специализированную медицинскую помощь. Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания в размере 15 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассаторами не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассаторов, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 03 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.