Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 13 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 16 ноября 2022 года по административному делу по исковому заявлению Левикова Александра Борисовича к ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России, начальнику ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России Молочковой М.В, Российской Федерации в лице ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации, заинтересованные лица: УФСИН России по Магаданской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области, о признании действий (бездействия), выразившихся в неоказании квалифицированной медицинской помощи надлежащего качества, незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Левиков А.Б. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеназванным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконными действия ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России, выразившиеся в неоказании квалифицированной медицинской помощи надлежащего качества; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что он с 28 августа 2021 года находится в следственном изоляторе, имеет тяжкое заболевание - "данные изъяты", в связи с чем, 04 октября 2021 года врач-фтизиатор назначил ему профилактический курс лечения сроком на шесть месяцев в виде лекарственных препаратов. Ввиду ухудшения состояния здоровья ему был назначен курс антиретровирусной терапии раньше - с 16 декабря 2021 года совместно с профилактическим лечением. Между тем, медикаменты, которые должны приниматься непрерывно, он получал с нарушениями, поскольку лекарства систематически не выдавались или выдавались с нарушением дозировки. После обращений в УФСИН России по Магаданской области и к руководству ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России, выяснилось, что ему (Левикову А.Б.) неоднократно задним числом и без его ведома изменялось лечение, сокращались дозировки препаратов, а с 05 февраля 2022 года перестали выдавать один из препаратов, сообщив, что он закончился, при этом замену не предоставили. 09 февраля 2022 года фельдшер предложил ему написать заявление об отказе принимать профилактическое лечение по причине отсутствия препаратов. Из-за постоянного страха за своё здоровье, связанного с необеспечением лекарствами, у него развилась депрессия, пришлось обращаться к психологу.
Определением судьи от 14 февраля 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области, УФСИН России по Магаданской области.
Определением суда от 21 апреля 2022 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, а также к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён начальник ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России Молочкова М.В
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 13 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 16 ноября 2022 года, административное исковое заявление Левикова А.Б. удовлетворено в части. Признаны незаконными и нарушающими условия содержания Левикова А.Б. действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России, выразившиеся в неоказании квалифицированной медицинской помощи надлежащего качества в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Левикова А.Б. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области в размере 10 000 рублей. В удовлетворении требований Левикова А.Б.к Министерству финансов Российской Федерации отказано.
Дополнительным решением Магаданского городского суда Магаданской области от 21 сентября 2022 года отказано в удовлетворении требований к начальнику ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России Молочковой М.В.
09 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, поданная через Магаданский городской суд Магаданской области 20 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и принятии нового судебного постановления.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, по мнению кассаторов, поскольку ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России финансируется за счёт средств федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств поступают из Управления медико-санитарного обеспечения ФСИН России на конкретные виды расходов по кодам бюджетной классификации, при наличии лимитов медсанчасть закупает лекарственные препараты, а при их отсутствии закупку осуществить невозможно, до поступления денежных средств. Ряд препаратов, в том числе антиретровирусные поступают в регионы России централизованно, закупку осуществляет непосредственно управление медико-санитарного обеспечения ФСИН России. В ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России ведётся персонифицированный учёт лекарственных средств, медикаменты выдаются адресно, индивидуально, в полном объёме имеющихся препаратов. Руководством ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России принимаются полные, всесторонние меры по оказанию качественной, безопасной и своевременной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях УФСИН России по Магаданской области. Осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья, лабораторные исследования, осмотры врача-терапевта или фельдшера, флюорография и т.д. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования. Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части по предварительной записи, а в случае необходимости неотложной или экстренной помощи - без предварительной записи. Медицинская помощь по основному заболеванию " "данные изъяты"", в том числе принятие решения о назначении антиретровирусной терапии, определения объёма лечения, выработка тактики ведения пациента находится в компетенции врача-инфекциониста ГБУЗ "Магаданский областной центр профилактики и борьбы со СПИД".
Кассаторы в кассационной жалобе приводят хронологию осмотров врачей и отборов образцов для проведения анализов Левикова А.В. после его поступления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области 28 февраля 2021 года, аналогично данную в возражениях на административный иск. А также указали, что административный истец периодически отказывался от приёма препаратов и препятствовал взятию анализов, о чём имеются записи в медицинской карте. По мнению кассаторов административный истец не предоставил суду доказательства, что действия должностных лиц ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России являлись противоправными (незаконными).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 года кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение решения Магаданского городского суда Магаданской области от 13 мая 2022 года до окончания производства в Девятом кассационной суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, до начала судебного заседания ходатайств об обеспечении их участия с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты о частичном удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утверждённого приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, Порядка назначения лекарственных препаратов, утверждённого приказом Минздрава России от 14 января 2019 года N 4н (действующего до 28 февраля 2022 года), Порядка назначения лекарственных препаратов, утверждённого приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 года N 1094н, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", установили, что в ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России не соблюдались требования пункта 11 Порядка организации оказания медицинской помощи N 285 и приложений N 1 и N 6 к нему в части оформления медицинской документации: листов назначения лекарственных препаратов и журнала регистрации пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях; получение лекарственных препаратов Левиковым А.Б. в листах назначения препаратов подписью медицинского работника не подтверждено; что в нарушение пункта 2 Порядка назначения лекарственных препаратов N4н (с 01 марта 2022 года - пункта 1 Порядка назначения лекарственных препаратов N 1094н), пунктов 3-5 Порядка возложения на фельдшера функций лечащего врача N 252н, при оказании медицинской помощи Левикову А.Б. фельдшером ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России
самовольно приняты на себя функции лечащего врача-фтизиатра в части назначения лекарственных препаратов в иной дозировке; что при оказании медицинской помощи Левикову А.Б. регулярно не выполнялись назначения лечащего врача по предоставлению и дозировке лекарственных препаратов, своевременной корректировке лекарственной терапии, своевременному проведению лабораторных и диагностических исследований, а также что проведённой Территориальным органом Росздравнадзора по Магаданской области проверкой установлено отсутствие в ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России в определённые периоды лекарственных препаратов, назначенных Левикову А.Б. лечащим врачом, либо отсутствие их расхода, и пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что при имеющихся у Левикова А.Б. заболеваниях, нарушается его право на лекарственное обеспечение и на оказание качественной, доступной и безопасной медицинской помощи, создаётся угроза причинения вреда жизни и здоровью Левикова А.Б, признав требования Левикова А.Б. об оспаривании действий (бездействия) ФКУЗ МСЧ-49 ФСИН России, выразившихся в неоказании медицинской помощи надлежащего качества, обоснованными, и взыскав в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 10 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассаторами не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассаторов, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 13 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Магаданского городского суда Магаданской области от 13 мая 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.