Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, заинтересованное лицо МУП "Корфовское", о признании бездействия по организации надлежащего водоотведения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация Корфовского городского поселения) в части организации водоотведения на территории рабочего поселка Корфовский; возложить на администрацию Корфовского городского поселения обязанность организовать надлежащее водоотведение в рабочем поселке Корфовский, исключающее сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния, в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки было установлено, что водоотведение в городском поселении организовано ненадлежащим образом. Рабочий посёлок Корфовский обеспечен централизованной системой водоотведения, максимальный износ отдельных участков составляет 95 %. Эксплуатация объектов централизованной системы водоотведения не безопасна и может привести к возникновению аварийных ситуаций. Канализационные сети изношены, некоторые участки сети требуют замены. Существующие очистные сооружения канализации рабочего посёлка Корфовский позволяют осуществлять очистку сточных вод, минимизируя негативное воздействие на окружающую среду. Администрацией Корфовского городского поселения действенных мер по исполнению представленных законом полномочий по организации водоотведения, не принимаются, что приводит к невозможности исполнения МУП "Корфовское" требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении сброса сточных вод.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 ноября 2022 года, административное исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено в полном объёме.
10 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Корфовского городского поселения, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 15 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и принятии нового судебного акта об оставлении административных исковых требований без удовлетворения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, по мнению кассатора, вопрос местного значения Корфовского городского поселения, а именно организация в границах городского поселения водоотведения, организован путём создания МУП "Корфовское", осуществляющего деятельность по водоотведению на территории рабочего посёлка Корфовский, и передачи такому предприятию имущества для выполнения его уставных целей. Считает, что бремя содержания имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, капитальный и текущий ремонт такого переданного имущества, строительства (реконструкция, модернизация, улучшение, обновление) такого имущества, и в том числе мероприятия по строительству (модернизация) очистных сооружений или модернизация (замена) оборудования, установленного на существующих очистных сооружениях, позволяющих обеспечить нормативную очистку сточных вод, должно осуществлять МУП "Корфовское".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 года кассационная жалоба администрации Корфовского городского поселения передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, изучив письменные возражения и.о.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", исходили из того, что возложенная действующим законодательством обязанность по организации водоотведения на территории рабочего посёлка Корфовский надлежащим образом не исполняется администрацией Корфовского городского поселения, которая несёт ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством, что через объекты водохозяйственной системы осуществляется сброс в водные объекты городских сточных вод, которые не подверглись санитарной очистке и обезвреживанию до нормативного состояния, что создаёт угрозу поступления опасных в эпидемиологическом отношении стоков в реку, и пришли к обоснованному выводу, что бездействие администрации Корфовского городского поселения, является незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц, возложив на администрацию Корфовского городского поселения обязанность организовать надлежащее водоотведение в рабочем посёлке Корфовский, исключающее сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем администрации Корфовского городского поселения, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.