Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 11 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года по делу по исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования "Холмский городской округ" к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", МУП "Тепловые сети", третьи лица: Сахалинское Управление Ростехнадзора, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ", о возложении обязанности организовать проведение мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности и безопасной эксплуатации котельных.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Холмский городской прокурор обратился в Холмский городской суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением в защиту прав неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования "Холмский городской округ" к администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - администрация МО "Холмский городской округ"), МУП "Тепловые сети", и, с учётом уточнения исковых требований, просил возложить на администрацию МО "Холмский городской округ", МУП "Тепловые сети" обязанность организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства - Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, в срок до 01 октября 2022 года: проведение мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности и безопасной эксплуатации котельных, расположенных в селе Чехов по адресам: улица Северная, дом 34, улица Восточная, дом 12, в том числе путём проведения работ по защите специализированной организацией тепловых сетей, расположенных в географических координатах 47, 4451° СШ и 141, 9754° ВД, имеющих направление с запада на восток (3 м) в районе ж/д переезда напротив жилых домов по улице Фабричная, дом 8, улица Ленина, дом 74, и в географических координатах 47, 4476° СШ и 142, 0040° ВД в районе дома 34 по улице Северная (металлической трубы в колодце теплотрассы в её угловом вертикальном изгибе) от электрохимической коррозии; проведение мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности и безопасной эксплуатации котельной, расположенной по адресу: село Чехов, улица Восточная, дом 12, путём установки металлоуловителя.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены недостатки, которые могут повлиять на работоспособность и безопасность эксплуатации котельных, расположенных по адресу: Сахалинская область, Холмский район, село Чехов, улица Северная, дом 34 и улица Восточная, дом 12, которые являются муниципальной собственностью и эксплуатируются МУП "Тепловые сети".
Дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства
Определением суда от 25 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ".
Решением Холмского городского суда от 11 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года, исковые требования Холмского городского прокурора удовлетворены.
27 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации МО "Холмский городской округ", поданная через Холмский городской суд Сахалинской области 20 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка доводам и доказательствам Администрации о том, что на указанных в иске участках теплотрассы отсутствует необходимость в их защите от коррозии ввиду того, что выполнение указанных мероприятий предусмотрено нормами действующего законодательства, а указанные в техническом отчёте координаты участка трубопровода не совпадают с координатами, указанными в акте, а также, что на котельной N 1 отсутствуют дробилки и мельницы, в связи с чем установка металлоуловителя не требуется.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским дела Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2022 года кассационная жалоба администрации МО "Холмский городской округ" на вышеуказанные судебные акты вместе с гражданским делом переданы на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 года кассационная жалоба администрации МО "Холмский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители администрации МО "Холмский городской округ", МУП "Тепловые сети", департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ", Сахалинского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, Типовую инструкцию по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утверждённую приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 года N 285, установили, что уполномоченным органом - Сахалинским Управлением Ростехнадзора производилась проверка готовности администрации МО "Холмский городской округ" к отопительному периоду 2021-2022 годов, по результатам которой составлен акт N 06-260 от 15 ноября 2021 года, согласно которому часть теплотрассы в районе ж/д переезда напротив жилых домов по улице Фабричной дом 8, улица Ленина дом 74, находится непосредственно на поверхности земли без защитных лотков, не имеет пенополиуретановую изоляцию, часть металлической трубы теплотрассы в её угловом вертикальном изгибе не расположена на бетонном лотке, не имеет пенополиуретановую изоляцию, опирается угловым изгибом в землю, а также, что МУП "Тепловые сети" не подтверждена работа по защите специализированной организацией тепловых сетей от электрохимической коррозии и, что на котельной N 1 села Чехов на работающем конвейере отсутствуют металлоуловители, и пришли к правильному и обоснованному выводу, что администрация МО "Холмский городской округ" не принимает всех мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности и безопасной эксплуатации котельных, возложив на орган местного самоуправления и муниципальное унитарное предприятие обязанность организовать проведение мероприятий по проведению работ по защите
тепловых сетей от электрохимической коррозии и по установке в котельной металлоуловителя.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем администрации МО "Холмский городской округ", в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 11 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.