Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Кравченко А.И, Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурашко Александра Максимовича к департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе департамента образования администрации города Южно-Сахалинска
на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурашко A.M. обратился в суд с иском департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Постановлением мэра Углегорского муниципального района от 13 сентября 2006 года N 692, опекуном истца назначена его бабушка ФИО5 и за ним закреплено жилое помещение по адресу: "адрес". Впоследствии указанное постановление в части закрепления жилого помещения отменено, так как Мурашко A.M. на момент сохранения за ним права пользования жилым помещением не являлся нанимателем, а также членом семьи нанимателя жилого помещения. Истец длительное время проживает в г. Южно-Сахалинске, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о включении его в соответствующий список. Распоряжением Департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска от 27 сентября 2021 года N 795 истцу отказано во включении его в список детей-сирот и детей, которые относились к данной категории и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск". Мурашко A.M. с отказом Департамента не согласен, считает его незаконным, поскольку будучи ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имел закрепленной за ним жилой площади, до достижения совершеннолетия не был обеспечен жилым помещением и не имеет его до настоящего времени. Причины длительного не обращения истца с соответствующим заявлением являются уважительными и обусловлены тем, что Мурашко A.M. не было известно о незаконности закрепления за ним жилого помещения, принадлежащего опекуну и о возможности подачи заявления на предоставление жилого помещения.
Просил признать незаконным распоряжение Департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска от 27 сентября 2021 года N 795 об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск"; возложить обязанность на ответчика включить Мурашко A.M. в указанный список.
Определением суда от 14 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация города Южно-Сахалинска.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 18 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Распоряжение Департамента образования администрации г. Южно- Сахалинска от 27 сентября 2021 года N 795 "Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск" признано незаконным.
На Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска возложена обязанность включить Мурашко A.M, 28 декабря 1991 года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
С Департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска в пользу Мурашко A.M. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2022 года решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент образования администрации города Южно-Сахалинска просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что с 18 до 23 лет Мурашко А.М. мог самостоятельно обратиться в отдел опеки и попечительства Углегорского района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями. Однако до достижения возраста 23 лет в компетентные органы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял, на момент обращения с соответствующим заявлением, ему исполнилось 30 лет, при этом доказательства уважительности причин пропуска срока обращения истцом не представлено. При обращении для принятия указанных граждан, на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, они не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Указывает, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижениям им возраста 23 лет.
В письменных возражениях представитель Мурашко А.М. Подушко К.Ю. выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить судебные постановления без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397.
Судом установлено, что Мурашко Александр Максимович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку мать Пещур И.М. лишена родительских прав решением Углегорского городского суда от 23.01.2008, а отец ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ умер.
Постановлением мэра Углегорского муниципального района от 13.09.2005 N 692 опекуном Мурашко А.М. назначена его бабушка ФИО5, этим же постановлением за Мурашко А.М. закреплено право на жилое помещение по адресу: "адрес".
Вместе с тем, постановлением администрации Углегорского городского округа от 18.03.2021 N 214 отменен пункт 2 вышеуказанного постановления, поскольку на момент сохранения за Мурашко А.М. права на данное жилое помещение он не являлся его нанимателем, либо членом семьи нанимателя.
Распоряжением Департамента образования администрации г. Южно- Сахалинска от 27 сентября 2021 года N 795 "Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск" Мурашко А.М. отказано во включении в соответствующий список. В ответе на повторное обращение Мурашко А.М. от 01.10.2021 Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинская ссылался на то, что Мурашко А.М. исполнилось 29 лет, на учете в администрации города Углегорска он не состоял, с заявлением о постановке на жилищный учет до настоящего времени не обращался.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу, что наличие, закрепленного постановлением мэра Углегорского муниципального района от 13 сентября 2006 года N 692, принятого с нарушением требований закона, права на жилое помещение по адресу: "адрес", препятствовало своевременной подаче Мурашко A.M. заявления о включении его в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, учитывая, что истцу о нарушениях требований закона со стороны органов исполнительной власти стало известно после 18 марта 2021 года и по достижении им 30-летнего возраста, в июле 2021 года он обратился в Департамент с соответствующим заявлением, суд указал на уважительность причин пропуска истцом срока на его подачу.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что представленные Мурашко A.M. доказательства и указанные судом обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска обращения с заявлением, препятствующих ему своевременно реализовать право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на условиях социального найма или в собственности не имеет.
Обсуждая доводы возражений ответчика о том, что в связи с достижением возраста 23 лет Мурашко А.М. утратил право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, суд первой инстанции, с которым обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, правильно применив приведенные нормы права, а также с учетом разъяснений, содержащихся в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), о том, что конкретные причины отсутствия на учете нуждающихся в жилом помещении таких граждан подлежат выяснению судом и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению, обоснованно исходил из того, что причиной несвоевременного обращения Мурашко А.М. с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, послужило незаконное закрепление за Мурашко А.М. постановлением мэра Углегорского муниципального района от 13.09.2005 N 692 жилого помещения по "адрес".
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что именно с момента отмены пункта 2 постановлением мэра Углегорского муниципального района от 13.09.2005 N 692 о закреплении за Мурашко А.М. жилого помещения, т.е. с 18.03.2021 истцу стало известно о нарушенном праве, органы государственной исполнительной власти не исполнили возложенную на них задачу по своевременному включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а по достижении Мурашко А.М. совершеннолетия не рассмотрели вопрос по обеспечению его жилым помещением, следовательно, причины пропуска им срока для обращения с заявлением о принятии его на соответствующий учет, являются уважительными, а отказ Департамента образования администрации г. Южно-Сахалинская нельзя признать законным.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента образования администрации города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.