Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солоновича Владимира Евгеньевича к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области о включении периодов в стаж работы, и назначении пенсии, по кассационной жалобе Солоновича Владимира Евгеньевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 сентября 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения истца Солоновича В.Е, представитель ОСФР по Амурской области Никитина В.П, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, обеспечиваемой Белогорским городским судом Амурской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солонович В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области о включении периодов в стаж работы, и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указывал, что работал в ФГУП "19 Военный завод (далее - АО "19 ЦАРЗ") с 17.04.2003. Уволен 16.05.2003 по ст. 77 п. 2 ТК РФ в связи с окончанием срока договора, однако на основании решения суда от 09.02.2005 восстановлен на работе. 17.02.2005 работодатель вновь принял решение о его увольнении по ст. 81 ТК РФ за прогулы, решением суда от 28.11.2006 он повторно восстановлен на работе. 04.07.2009 он был уволен по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению численности. Полагает, что стаж его непрерывной работы на предприятии ФГУП "19 Военный завод (АО "19 ЦАРЗ") продолжался с 17.04.2003 по 04.07.2009 на протяжении 6 лет 3 месяцев 18 дней.
Указал, что в связи с принятыми судами решениями о его неоднократном восстановлении на работе, в его пользу также были взысканы суммы среднего заработка за периоды, когда он был лишен возможности трудится, по причине незаконных увольнений. Из присужденных в его пользу сумм заработной платы, работодателем не были произведены необходимые отчисления в Пенсионный фонд.
Являясь получателем пенсии за выслугу лет, по закону от 12.02.1993 N 4468-1, в связи с дальнейшим продолжением трудовой деятельности, 31.05.2018 после достижения возраста 60 лет истец обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, так как полагал, что имеет для этого необходимый стаж.
Решением от 18.07.2018 N 183800 в назначении пенсии отказано, поскольку величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) составляет 9, 849, вместо требуемого 13, 8. Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, истец указал, что ответчик не обоснованно не включил в его страховой стаж периоды с 19.05.2003 по 09.02.2005 и с 17.02.2005 по 28.11.2006 в связи с неуплатой работодателем страховых взносов.
Просил признать незаконными действия Пенсионного фонда Российской Федерации по незачету дополнительно 3 лет 6 месяцев трудового стажа по страховым взносам с 19.05.2003 по 09.02.2005 и с 17.02.2005 по 28.11.2006; возложить на Пенсионный фонд Российской Федерации включить указанный стаж в расчет пенсии и назначить ему пенсию с 19.02.2018.
Решение Белогорского городского суда Амурской области от 28 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Дополнительным решением Белогорского городского суда от 27 января 2022 года в удовлетворении заявленного иска Солоновичу В.Е. о признании незаконными действий, включении периодов в стаж работы и назначении пенсии в размере прожиточного минимума пенсионера в Амурской области, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 сентября 2022 года решение Белогорского городского Амурской области суда от 28 сентября 2021 года, дополнительное решение Белогорского городского суда Амурской области от 27 января 2022 года отменены. По делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белогорске Амурской области от 18 июля 2018 года за N 183800 об отказе в назначении страховой пенсии по старости признано незаконным.
На отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области возложена обязанность назначить Солоновичу Владимиру Евгеньевичу страховую пенсию по старости с 31 мая 2018 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Солонович В.Е. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в части даты назначения страховой пенсии по старости, полагая, что она должна быть назначена с 19.02.2018. Также не согласен с размером пенсии, который, по мнению заявителя, должен соответствовать минимальному размеру прожиточного минимума пенсионера в Приамурье на момент выплаты. Полагает, что судами не дана оценка тому, что в период с 19 февраля по 30 мая 2018 года истец был записан на прием в управление Пенсионного фонда РФ по Белогорску, по результатам которого ему сообщили о необходимом перечне документов, после чего он затребовал их в АО "19 ЦАРЗ" и военкомате.
В судебном заседании истец Солонович В.Е. поддержал доводы кассационной жалобы, указав, что пенсия ему должны быть назначена с момента достижения им возраста 60 лет, с размером индивидуального пенсионного коэффициента 2, 4, а не 1, 6.
Представитель ОСФР по Амурской области в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, указав, что назначение пенсии носит заявительный характер, апелляционной инстанцией принято обоснованное решение о назначении истцу пенсии с 31.05.2018, т.е. с момента его обращения. Все периоды работы истца учтены пенсионным органом при расчете индивидуального пенсионного коэффициента.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии), исходил из того, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ), при этом согласно п. п. 1 и 3 ст. 35 указанного Закона страховая пенсия в 2018 году назначается при наличии не менее 9 лет страхового стажа, величине ИПК не менее 13, 8, которые определяются на день достижения лицом возраста, предусмотренного положениями ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Суд пришел к выводу, что для назначения Солоновичу В.Е. страховой пенсии по старости в 2018 году, необходимы следующие условия: достижение возраста 60 лет, наличие страхового стажа не менее 9 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не менее 13, 8.
Сославшись на положения части 9 статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, регламентирующей порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента, суд указал, что рассчитанный ответчиком ИПК, является верным, соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку он произведен на основании имеющихся в Управлении сведений о страховом стаже Солоновича В.Е. и внесенных на лицевой счет истца суммах страховых взносов, равен 9, 849.
Судом отмечено, что вопреки доводам истца, в страховой стаж включены периоды его работы с 19.05.2003 по 09.02.2005 и с 17.02.2005 по 28.11.2006, что подтверждается выписками из индивидуального лицевого счета Солоновича В.Е, однако отсутствие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 13, 8), не дает права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции о недостаточности величины индивидуального пенсионного коэффициента у истца на момент его обращения в Пенсионный фонда с заявлением о назначении пенсии.
Принимая во внимание, что Солонович В.Е. является гражданином Российской Федерации, достиг возраста 60 лет в феврале 2018 года, на момент обращения в органы пенсионного фонда имел продолжительность страхового стажа, превышающую требуемые 9 лет (11 лет 5 месяцев 28 дней), является застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу, что ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда, указав, что неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии не может препятствовать реализации истцом права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости.
Приняв во внимание представленный ответчиком расчет ИПК истца с учетом сведений о размере заработной платы выплаченной ему на основании судебных актов, исходя из условия, что страховые взносы страхователем из указанных сумм заработка были бы уплачены своевременно и в полном объеме, судебная коллегия указала, что размер ИПК Солоновича В.Е. составил 14, 625, при требуемом 13, 8, пришла к выводу, что у истца, на момент его обращения 31.05.2018 возникло право на назначение страховой пенсии, поскольку все условия, предусмотренные нормами п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имели место, поскольку истец достиг возраста 60 лет, имел стаж свыше менее 9 лет (11 лет 5 месяцев 28 дней) и индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) превышающий требуемое минимальное значение (13, 8).
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебного постановления отсутствуют.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Солоновича В.Е. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 31 мая 2018 г.).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости в названной редакции Федерального закона имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов.
Правильно применив к возникшим правоотношениям приведенные нормы права, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами (решение Белогорского городского суда Амурской области от 9 февраля 2005 года, решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 сентября 2007 года, решение Белогорского городского суда Амурской области от 16 сентября 2010 года, решение Белогорского городского суда Амурской области от 15 июня 2012 года, решение Белогорского городского суда Амурской области от 28 ноября 2006 года, решение Белогорского городского суда Амурской области от 14 мая 2009 года), приняв и проверив представленный ответчиком расчет ИПК истца с учетом сведений о размере заработной платы выплаченной ему на основании судебных актов, исходя из условия, что Страхователь обязан был уплатить своевременно и в полном объеме страховые взносы из взысканных судом сумм заработка, судебная коллегия Амурского областного суда, пришла к верному выводу, что размер ИПК Солоновича В.Е. составил 14, 625, при требуемом 13, 8, в связи с чем у истца, на момент его обращения 31.05.2018 возникло право на назначении страховой пенсии, поскольку все условия, предусмотренные нормами п. 6 ст. 3 ФЗ N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имели место: истец достиг возраста 60 лет, имел стаж свыше менее 9 лет (11 лет 5 месяцев 28 дней) и индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), превышающий требуемое минимальное значение (13, 8).
Доводы кассационной жалобы заявителя о неверно определенной судом апелляционной инстанции дате назначения страховой пенсии по старости судом кассационной инстанции отклоняются.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из материалов дела следует, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился 31.05.2018 (т.1 л.д. 27), сведений о том, что до указанной даты истец обращался в пенсионный орган непосредственно с заявлением о назначении пенсии в материалах дела не имеется. Следовательно, суд апелляционной инстанции с учетом достижения истцом возраста 60 лет 19.02.2018, верно определилмомент назначения ему страховой пенсии с даты обращения - 31.05.2018.
Доводы кассационной жалобы заявителя, приведенные в обоснование несогласия с выводами суда апелляционной инстанции, в том числе относительно размера индивидуального пенсионного коэффициента, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, основаны на ошибочном толковании норм, регулирующих спорное правоотношение, а также направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судом второй инстанции обстоятельств дела и доказательств не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Солоновича Владимира Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.