Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Куликовой И.И, судей Шиловой О.М, Куратова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-953/2022 по иску прокурора космодрома "Восточный" в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства
по кассационному представлению прокурора Амурской области и кассационной жалобе ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" на решение Свободненского городского суда от 11.08.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 16.11.2022.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И, выслушав прокурора Маторину О.А, поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор космодрома "Восточный" в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил возложить на ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (далее - АО "ЦЭНКИ") обязанность в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить недостатки строительства, указав о том, что ответчики являются сторонами государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4" (государственный заказчик и головной исполнитель соответственно). При строительстве названного объекта ответчиками допущены нарушения федерального законодательства о государственном оборонном заказе и градостроительного законодательства, для устранения которых по результатам проверки внесены предписания 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ (далее - отдела ГАСН Минобороны России) N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости:
- установить ограждение строительной площадки объекта;
- обеспечить на строящемся объекте противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов);
- обеспечить на строительной площадке первичные средства пожаротушения;
- представить уточненный и согласованный график производства работ по объекту;
- провести повторное техническое обследование по объекту "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4", по результатам которого определить необходимый объем работ по восстановлению утраченных или разрушенных элементов или деталей зданий и сооружений объекта в связи с истечением 6 месяцев с крайнего обследования объекта "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4" и предоставить результаты обследования органу государственного строительного надзора с уведомлением о возобновлении строительства.
Вышеуказанные работы не выполнены, выявленные нарушения при строительстве указанного объекта не устранены, работы на объекте фактически остановлены, что, по мнению прокурора, свидетельствует о незаконном бездействии ответчиков, создает предпосылки к нарушению сроков ввода в эксплуатацию объектов, возводимых в рамках государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" с АО "ЦЭНКИ".
Решением Свободненского городского суда от 11.08.2022 иск прокурора удовлетворен в части.
На ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" возложена обязанность устранить нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4" в соответствии с проектной и рабочей документацией, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
по предписанию 119 отдела ГАСН Минобороны России N от ДД.ММ.ГГГГ:
- установить ограждение строительной площадки объекта (пункт 1);
- обеспечить на строящемся объекте противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов) (пункт 2);
- обеспечить на строительной площадке первичные средства пожаротушения (пункт 3);
- представить уточненный и согласованный график производства работ по объекту (пункт 4).
по предписанию N от ДД.ММ.ГГГГ N и пункту 5 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ 119 отдела ГАСН Минобороны России провести повторное техническое обследование по объекту "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4" по результатам которого определить необходимый объем работ по восстановлению утраченных или разрушенных элементов или деталей зданий и сооружений объекта в связи с истечением 6 месяцев с крайнего обследования объекта "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4" и предоставить результаты обследования органу государственного строительного надзора с уведомлением о возобновлении строительства. В удовлетворении остальной части иска отказано, разрешен вопрос о госпошлине.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 16.11.2022 решение суда отменено в части требований к АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" и взыскании с него государственной пошлины, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора к АО "ЦЭНКИ" отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" просят об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, производство по делу прекратить или в иске к данному ответчику отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав стороны извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 ГПК РФ и статьи 165.1 ГК РФ, кассационные жалобы и представление рассмотрены в отсутствие не явившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданных жалобы и представления, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационное представление прокурора подлежащим удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 N1473-с "О космодроме "Восточный" принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома "Восточный", а также определены основные этапы и сроки его создания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1546-р создано ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", выполняющее функции застройщика, связанные с организацией строительства объектов космодрома "Восточный", распоряжением Госкорпорации "Роскосмос" от 13.02.2016 N 9-рсп утвержден Устав Дирекции.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 N 37 и от 27.01.2020 N 48 перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома, на завершение строительства объектов первой очереди космодрома "Восточный" в ДД.ММ.ГГГГ годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере "данные изъяты". рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 863 АО "ЦЭНКИ" определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома "Восточный".
15.06.2020 между ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (Государственный заказчик, Заказчик) и АО "ЦЭНКИ" (Головной исполнитель) заключен государственный контракт 81/20 по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: "Создание промышленной строительно эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4".
Доп. соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N срок окончания работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям Госконтракта результатом выполненных работ по госконтракту является построенный объект, в отношении которого Головным исполнителем направлено извещение Заказчика об окончании строительства и сторонами подписаны акты приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (п. 2.3).
В обязанности Головного исполнителя в соответствии с Госконтрактом входит:
- выполнение всех работ по госконтракту в соответствии с техническим заданием, проектной и рабочей документацией, условиями контракта, а также требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных документов в области проектирования и строительства (п. 7.2.1 Госконтракта);
- обеспечение своевременного устранения недостатков и нарушений строительства, несоответствий проектной документации, выявленных Заказчиком, авторским надзором, а также уполномоченными органами, в т.ч. органами строительного контроля; устранение замечаний государственного архитектурно-строительного надзора и авторского надзора для первоочередного устранения в соответствии с Приложением N к техническому заданию (п. ДД.ММ.ГГГГ Госконтракта);
- устранение своими силами и за свой счет допущенных в выполненных работах недостатков, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в контракте, техническом задании, проектной и рабочей документации (п. ДД.ММ.ГГГГ Госконтракта).
По результатам проведенной проверки 119 отделом ГАСН Минобороны России составлены акты проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ 174/65 о выявленных нарушениях градостроительного законодательства при строительстве объектов космодрома "Восточный" на основании которых главным инспектором командования и главным инспектором отделения в адрес ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" вынесены предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N.
По предписанию от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ):
- отсутствует ограждение строительной площадки объекта (пункт 1);
- не обеспечено противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов) (пункт 2);
- строительная площадка не в полном объеме обеспечена первичными средствами пожаротушения (пункт 3);
- генподрядная организация не уведомила органы государственного строительного надзора об изменении сроков завершения этапов работ. На объекте ведутся строительно-монтажные работы с отставанием от графика производства работ. Необходимо представить уточненный и согласованный график производства работ по объекту (пункт 4).
- строительно-монтажные работы на сооружении склад реагентов ДРСУ (ГП Г2) приостановлены более чем на 6 месяцев, мероприятия по консервации сооружения не обеспечены (пункт 5).
По предписанию от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта):
- нет решения о консервации объекта капитального строительства Космодром "Восточный" Строительство промышленной строительно эксплуатационной базы космодрома II этап (здания и сооружения, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, срок прекращения работ по которым составляет более 6 месяцев).
Оценив представленные по делу сторонами спора доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив, что ответчиками, ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "ЦЭНКИ", являющимися сторонами государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4" (государственным заказчиком и головным исполнителем соответственно), допущены существенные нарушения при строительстве названного объекта, влияющие на несущую способность конструкций сооружений, надежность и безопасность зданий и объекта в целом; устранение выявленных недостатков строительства, отраженных в предписаниях 119 отдела ГАСН Минобороны России N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено условиями государственного контракта; выявленные нарушения до настоящего времени не устранены; бездействие ответчиков по устранению недостатков строительства, наличие которых ответчиками не оспаривается, не соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (п. 6 ст. 3, пп. 12, 14, 15, 22 ч. 1 ст. 8, п. 4, 10, 18 ст. 7), градостроительного законодательства (ч.1 ст. 54, ч. 6 ст. 52 ГрК РФ) и условий Госконтракта, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "ЦЭНКИ" и наличии оснований к понуждению ответчиков к выполнению работ по устранению недостатков строительства.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда в части требований, предъявленных к ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", отклонив доводы последнего о незаконности его понуждения к исполнению указанных обязанностей.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами в отношении АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", указав на незаконность удовлетворения иска к данному ответчику со ссылкой на то, что вышеуказанные предписания об устранении выявленных нарушений в отношении данного лица не выносились, по условиям государственного контракта срок окончания работ - ДД.ММ.ГГГГ, который не истек, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у АО "ЦЭНКИ" обязанности устранять выявленные нарушения градостроительного законодательства.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено, что отсутствие предписаний уполномоченных органов в адрес АО "ЦЭНКИ" об устранении нарушений градостроительного законодательства и срок окончания срока строительства - ДД.ММ.ГГГГ не освобождают сторону договора, в данном случае АО "ЦЭНКИ", как головного исполнителя, от выполнения обязанностей по Госконтракту N от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в части устранения недостатков строительства, в рамках которого именно на головного исполнителя (АО "ЦЭНКИ"), как установлено судом, возложена обязанность обеспечить выполнение работ в соответствии с проектной документацией и требованиями градостроительного законодательства (п. 7.2.1 Госконтракта); обеспечить своевременное устранение недостатков и нарушений строительства и несоответствий проектной документации, выявленных в том числе уполномоченными органами, включая органы строительного контроля (п. ДД.ММ.ГГГГ Госконтракта); обеспечить устранение своими силами и за свой счет допущенных в выполненных работах недостатков (п. ДД.ММ.ГГГГ Госконтракта).
Учитывая что наличие существенных недостатков строительства, влияющих на несущую способность конструкций зданий, сооружений, возводимых в рамках Госконтракта, установлено судом и сторонами не оспаривалось, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Головного исполнителя обязанности устранять такие нарушения градостроительного законодательства, в том числе критического характера, влияющие на надежность и безопасность возводимых объектов со ссылкой на установленный госконтрактом конечный срок и на то, что предписание об их устранении внесено в адрес Государственного заказчика, а не Головного исполнителя, не отвечают требованиям законности.
Судом не дана правовая оценка доводам прокурора о том, что непосредственное строительство объектов в рамках Госконтракта осуществляет головной исполнитель - АО "ЦЭНКИ", в связи с чем обязательство по устранению выявленных нарушений строительства объектов в рамках Госконтракта может быть исполнено только непосредственным исполнителем, т.е. АО "ЦЭНКИ" во взаимодействии с заказчиком.
Неустранение головным исполнителем нарушений строительства, выявленных еще в ДД.ММ.ГГГГ годах, свидетельствует о его незаконном бездействии и тот факт, что данные нарушения выявлены до ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. до даты определения АО "ЦЭНКИ" в качестве головного исполнителя, не освобождает последнего от исполнения обязательств, предусмотренных Госконтрактом.
Указанные доводы прокурора не получили правовой оценки при разрешении дела.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении служат проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Приведенные нормы процессуального закона судом апелляционной инстанции не соблюдены.
В связи с тем, что в принятом по делу апелляционном определении содержатся существенные нарушения норм права, которые могут быть исправлены только путем его отмены и направления дела на новое рассмотрение, принятое по делу апелляционное определение подлежит отмене.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", в том числе об отсутствии признаков незаконного бездействия, подлежат проверке при новом рассмотрении дела по апелляционным жалобам ответчиков.
Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 16.11.2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.