Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах ФИО9 к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности и взыскании денежных средств, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения представителей ответчика КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" Олейниковой О.В. и Батыр А.В, представителя третьего лица министерства социальной защиты населения Хабаровского края Процко Е.А, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд в интересах Говорина В.В. с иском к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат", указав, что между ФИО10. и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме N 248 от 1 декабря 2021 года, согласно которому размер ежемесячной платы за оказанные учреждением социальные услуги не может превышать 75 % среднедушевого дохода ФИО11, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". За период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО12. в пользу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, в общей сумме 47 786 руб. 50 копеек.
До изменения законодательства и принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предельный размер ежемесячной платы за предоставленные социальные услуги в стационарной форме составлял 75 % пенсии получателя социальный услуг, что менее размера оплаты, установленного Говорину В.В. действующим договором о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.
Вместе с тем переходными положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия их предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Отношения между ФИО13 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" являются длящимися, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода будет являться ухудшающим условием.
Прокурор просил суд обязать КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" производить удержание за предоставляемые Говорину В.В. социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца на номинальный счет, открытый в филиале Дальневосточного ПАО Банка "ФК Открытие" N 40817810703283142259 незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года денежные средства в сумме 47 786 руб. 50 копеек в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 4 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 октября 2022 года, исковые требования удовлетворены. На КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые ФИО14В. социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии. С КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО15 взысканы денежные средства в сумме 47 786 руб. 50 копеек в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
В кассационной жалобе представитель КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" настаивает на отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, полагает, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что судами не учтен порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до и после 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Законами Хабаровского края от 25 ноября 2015 года N 142, от 29 июня 2016 года N 191, от 31 марта 2021 года N 154 введены дополнительные социальные услуги, также было изменено содержание социально-трудовой услуги. Указывает, что учреждение не имеет возможности обеспечить Говорину В.В. предоставление социальных услуг, соответствующих ранее оказываемым. Предоставление новых социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и заключенным договором о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 1 декабря 2021 года N 248 не прекращает ранее возникшие правоотношения, а дополняет их новыми ранее не оказываемыми услугами, в связи с чем меняется оплата по договору с 75 процентов пенсии на 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Сохранить прежний перечень услуг и порядок взимание платы в условиях новой законодательной базы, равно как и отделить получателей социальных услуг, поступивших в учреждение до 1 января 2015 года и после, учреждению не представляется возможным.
В письменном отзыве представитель министерства социальной защиты населения Хабаровского края выражает согласие с доводами кассационной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
В письменных возражениях прокурор Хабаровского края просит оставить в силе решение суда первой инстанции и апелляционное определение, кассационную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ответчика Олейниковой О.В. и Батыр А.В, представителя третьего лица Процко Е.А, поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, полагавшей принятое по делу решение не подлежащим отмене, изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при рассмотрении гражданского дела судами допущены не были.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", и исходил из того, что отношения между ФИО16. и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возникли до 31 декабря 2014 года, являются длящимися, исчисление платы за предоставляемые истцу социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 года, в связи с чем ответчиком были произведены незаконные удержания денежных средств, которые подлежат взысканию в пользу истца.
Основываясь на данных выводах, суд также возложил на ответчика обязанность производить удержания за предоставляемые ФИО17 социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов установленной ему пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении настоящего дела судами правильно применены нормы материального права.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО18 в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" (1994 год) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку ФИО19. находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" с 1994 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 78-КГ22-36-К3, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 36-КГ21-4-К2).
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств. Несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий К.В. Аноприенко
Судьи Е.В. Бузьская
Л.Ю. Панфилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.