Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника юридического лица Г. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года N, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2021 года N, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 сентября 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 5 декабря 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Объединённая дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ДМУ Росприроднадзора) от 5 октября 2021 года N федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединённая дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова" (далее - ФГБУ "Земля леопарда") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты ДМУ Росприроднадзора от 8 октября 2021 года N ФГБУ "Земля леопарда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 сентября 2022 года указанные постановления должностного лица изменены, из описательно-мотивировочной части постановления должностного лица от 5 октября 2021 года N исключены формулировки и выводы о совершении ФГБУ "Земля леопарда" административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.4, статьёй 8.46, статьёй 8.1, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; из описательно-мотивировочной части постановления должностного лица от 8 октября 2021 года N исключены формулировки и выводы о совершении указанным юридическим лицом административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.5.2, статьёй 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьёй 8.5, частью 1 статьи 8.32, статьёй 8.5, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32, статьёй 8.5 названного Кодекса.
ФГБУ "Земля леопарда" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты". В остальной части постановления оставлены без изменения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 5 декабря 2022 года решение судьи районного суда изменено, снижен размер назначенного административного штрафа до "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Г. просит вступившие в законную силу постановления должностных лиц административного органа и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, либо заменить назначенный административный штраф на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
В соответствии со статьёй 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 9 октября 2020 года N 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по её заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (далее - Приказ) (ранее действовал приказ Федеральной службы государственной статистики от 12 декабря 2019 года N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по её заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления") установлена форма отчётности в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 2 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" (далее - форма) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО. Заполненная форма предоставляется респондентом в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Отчёт по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4 порядка учёта в области обращения с отходами, утверждённого приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1028 (ранее действовал приказ Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами"), учёту подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" отходы от разборки зданий, сооружений "мусор от сноса и разборки зданий несортированный" имеет код 81290101724 и относится к отходам IV класса опасности - малоопасным отходам.
Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Статьёй 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.
Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов называется лесной декларацией (часть 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно лесная декларация подаётся в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Согласно части 4 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.
Согласно части 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" утверждён состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, требования которых обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктами 4, 7 и 15 приказа Минприроды России от 5 августа 2020 года N 565 "Об утверждении Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры" предусмотрено, что работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании: отраслевых и региональных программ развития лесного сектора; лесных планов субъектов Российской Федерации; лесохозяйственных регламентов лесничеств; проектов освоения лесов; государственного задания или государственного (муниципального) контракта. Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничеств. Эксплуатация и содержание (в том числе обслуживание и ремонт) объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лесохозяйственными регламентами лесничеств, проектами освоения лесов.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении ФГБУ "Земля леопарда" проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства.
При обследовании территории в границах особо охраняемой природной территории национальный парк "Земля Леопарда" установлены места хранения на открытом грунте локально навалом отходов IV класса опасности - "мусор от сноса и разборки зданий несортированный" N, образовавшийся в результате сноса и демонтажа зданий и сооружений, используемых в период прошлой хозяйственной и военной деятельности, а также остатки твёрдых коммунальных отходов от бывшей свалки, которые в нарушение требований части 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, размещены на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, в рамках указанной проверки было выявлено, что в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры, использование лесов, в том числе в части противопожарного обустройства лесов, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на территории лесничества заповедника "Кедровая падь", национального парка "Земля Леопарда" ФГБУ "Земля Леопарда" осуществлялось в отсутствие лесной декларации.
Также ФГБУ "Земля Леопарда" осуществляет использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества заповедника, в отсутствие лесохозяйственного регламента, в нарушение лесного законодательства Российской Федерации, так как разработанный проект освоения лесов не отвечает требованиям, установленным составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, а именно: в границах заповедника проходят линейные объекты, не учтённые в проекте освоения лесов, (линия электропередач в квартале 40 и телефонная линия в квартале 25), а также допускает использование и освоение лесов национального парка "Земля Леопарда" при отсутствии проекта освоения лесов, прошедшего в установленном порядке экспертизу, в частности: для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и для создания и эксплуатации лесной инфраструктуры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ "Земля Леопарда" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 и статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ФГБУ "Земля Леопарда" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ФГБУ "Земля Леопарда" административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.2 и статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФГБУ "Земля Леопарда" правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 и статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ФГБУ "Земля Леопарда" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 и статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность, вынесенных по данному делу актов.
Выражая несогласие с оценкой установленных должностным лицом и судами обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты как необоснованные, не подтверждённые материалами дела, не приводит.
Постановления должностных лиц административного органа и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения ФГБУ "Земля Леопарда" к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено ФГБУ "Земля Леопарда" на основании части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом части 3.2 статьи 4.1 названного кодекса.
Постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.2 и статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года N, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2021 года N N, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 сентября 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 5 декабря 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2, статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Объединённая дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова", оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Г. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.