Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника К. - Струтинского А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 26 ноября 2021 года, решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 марта 2022 года, К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией тепловизорного прицела "данные изъяты" в количестве 1 шт.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник К... - Струтинский А.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения К. к административной ответственности) нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырёх тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.
Правила охоты определены Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ).
В силу части 2 статьи 57 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Согласно пункту 5.1 Правил охоты, утверждённых Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года N 477 (в редакции от 27 мая 2021 года), при осуществлении охоты физические лица обязаны соблюдать Правила охоты, а также виды разрешённой охоты и ограничения охоты, указанные в части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, определяемые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии со статьёй 23.1 Федерального закона об охоте.
Пунктом 62.9 Правил охоты (в редакции от 27 мая 2021 года), установлено, что при осуществлении охоты запрещается применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных за исключением случаев добычи в тёмное время суток: копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров, с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут вводиться ограничения по применению любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных в соответствующих охотничьих угодьях субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 23.1 Федерального закона об охоте.
Параметры осуществления охоты на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения, утверждены Постановлением Губернатора Приморского края от 8 октября 2012 года N 67-пг "О видах разрешённой охоты и параметрах осуществления охоты на территории Приморского края" (далее - Параметры осуществления охоты).
В пункте 7.8. Параметров осуществления охоты на территории Приморского края (в редакции от 7 июня 2021 года) содержится прямой запрет при осуществлении спортивной и любительской охоты, промысловой охоты, охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на нахождение и применение в охотничьих угодьях (на иной территории обитания охотничьих ресурсов) тепловизоров (тепловизионных приборов, тепловизионных прицелов), приборов ночного видения, за исключением применения приборов ночного видения в случаях добычи копытных животных и медведя в тёмное время суток с вышек, расположенных на высоте не менее двух метров над уровнем земли; добычи волка на приваде.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 50 минут на иной территории обитания охотничьих ресурсов на территории "адрес", К. осуществлял охоту согласно разрешению на добычу охотничьих ресурсов серии N и путёвке N с охотничьим огнестрельным оружием системы Сайга, пятью патронами к нему, с тепловизионным прицелом "данные изъяты", в нарушение пункта 7.8 Параметров осуществления охоты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения К. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьёй, с выводами которого согласился судья районного суда.
Вместе с тем с принятыми по делу судебными решениями согласиться нельзя.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьёй 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении постановления о назначении К. административного наказания.
Из приложенных к жалобе материалов следует, что вступившим в законную силу определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2022 года по делу N 66а-2087/2022 пункт 7.8. Параметров осуществления охоты на территории Приморского края признан недействующим с даты принятия в части запрета при осуществлении любительской охоты на нахождение и применение на иной территории обитания охотничьих ресурсов тепловизорных прицелов.
Таким образом, приведённые выше положения пункта 7.8 Параметров осуществления охоты на территории Приморского края в части запрета при осуществлении любительской охоты на нахождение и применение на иной территории обитания охотничьих ресурсов тепловизорных прицелов, утратили силу.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 26 ноября 2021 года, решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К. подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника К. - Струтинского А.А. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 91 Хасанского судебного района Приморского края от 26 ноября 2021 года, решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.