Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Зенина В.А, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Любарева Аркадия Ефимовича по доверенности ФИО2 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Любарева Аркадия Ефимовича к Министерству юстиции РФ о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Любарев А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N о включении Любарева А.Е. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Считает распоряжение незаконным, поскольку на нее необоснованно возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, что в свою очередь связано с несением дополнительных затрат. Распоряжение носит дискриминационный характер, нарушает принцип равенства, право на свободу мнения, право на свободу поиска и распространения информации, положения статей 8, 10 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Такой статус является унизительным и способствует сокращению аудитории любого издания, в котором будет работать административный истец.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 13 марта 2023 года, представителем административного истца Любарева А.Е. по доверенности ФИО2 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель Минюста России по доверенности ФИО7 в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Частями 3, 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее 11 реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов данного дела, Любарев А.Е. является автором ряда исследований и научных статей в области биохимии, а также работ по новейшей истории российских выборов, избирательному законодательству, избирательным системам, мониторингу избирательных кампаний, исследованию электоральной статистики.
Кроме того, Любарев А.Е. является руководителем дирекции программ мониторинга избирательных кампаний общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "данные изъяты"
В разное время Любарев А.Е. сотрудничал с изданиями "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" является главным редактором международного научного журнала "данные изъяты" где также размещает свои авторские материалы, публиковался в издании "данные изъяты" ведет блоги на сайтах "данные изъяты"", "данные изъяты"", "данные изъяты"
Любарев А.Е. имеет персональный сайт, а также личные страницы в социальных сетях: "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Минюстом России издано распоряжение N, в соответствии с которым Любарев А.Е. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило выявление фактов участия Любарева А.Е. в создании материалов иностранных средств массовой информации "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты" выполняющих функции иностранного агента, а также поступление в Минюст России из Росфинмониторинга информации о получении Любаревым А.Е. денежных средств от иностранного источника.
Так, на счет Любарева А.Е, открытый в ПАО "Сбербанк", ДД.ММ.ГГГГг, ДД.ММ.ГГГГг, ДД.ММ.ГГГГг. тремя операциями поступило 20000 рублей от "данные изъяты" (включенного в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) в качестве выплаты авторского гонорара за тексты по договору.
Установив указанные обстоятельства, Минюст России обоснованно включил Любарева А.Е. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, при этом установив, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка. Выводы суда основаны на совокупности представленных доказательств. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что решение Министерства юстиции РФ нарушает права административного истца, были тщательно исследованы, при этом суд пришел к выводу о соблюдении прав административного истца со стороны административного ответчика.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется, они направлены на переоценку установленных обстоятельств, на иное толкование норм права, и не являются основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Любарева Аркадия Ефимовича по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 31 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.