Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н. В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцева Виктора Борисовича к Государственному бюджетному учреждению Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка о признании действий неправомерными, об отмене решения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2/031/530/2022)
по кассационным жалобам Мальцева Виктора Борисовича и Государственного бюджетного учреждения Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г.Донецка на решение Кировского межрайонного суда г.Донецка от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 25 августа 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мальцев В.Б. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения просил признать действия Государственного бюджетного учреждения "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка" (далее - ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка) по отказу в назначении пенсии незаконными, отменить решение ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка от 6 мая 2022 года N 115, обязать ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка засчитать в льготный стаж период его работы со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой", и в страховой стаж период работы с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского" ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК".
Решением Кировского межрайонного суда г. Донецка от 1 июня 2022 года исковые требования Мальцева Виктора Борисовича к Государственному
бюджетному учреждению "Управление пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе города Донецка" Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики о признании действий неправомерными, об отмене решения, о включении в льготный и страховой стаж периоды работы - удовлетворены в полном объёме.
Признано решение Государственного бюджетного учреждения "Управление пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе города Донецка" Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики от N 115 от 06 мая 2022 года об отказе в назначении пенсии - неправомерным и отменено.
Возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение "Управление пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе города Донецка" Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики засчитать Мальцеву Виктору Борисовичу в льготный стаж период работы с 02.12.1996 по 11.06, 1998 в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой", и в страховой стаж период работы в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" с 01, 01.2021 по 09.02.2022.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 25 августа 2022 года, решение суди отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Мальцева Виктора Борисовича удовлетворены частично.
Решение Государственного бюджетного учреждения "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка" от 6 мая 2022 года N 115, в части незачёта в страховой стаж Мальцева Виктора Борисовича периода его работы в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского" Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донецкая угольная энергетическая компания" с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года, отменено.
Возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка" засчитать в страховой стаж Мальцева Виктора Борисовича период его работы в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донецкая угольная энергетическая компания" с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Мальцева Виктора Борисовича отказано.
В кассационной жалобе Мальцев В.Б. просит принятое по делу апелляционное определение отменить, оставить в силе решение Кировского межрайонного суда г.Донецка, с выводами которого согласен.
В кассационной жалобе начальник Государственного бюджетного учреждения Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и не обоснованные. Указывает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что решение управления от 06 мая 2022 года N 115 (во изменение решения N 115/1 от 08 сентября 2022 года) об отказе в назначении пенсии принято на основании действующего законодательства.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 февраля 2022 года Мальцев В.Б. обратился в ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка с заявлением о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях.
Решением ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка от 6 мая 2022 года N 115 Мальцеву В.Б. отказано в назначении пенсии согласно ч. 1 ст. 14 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788-XII (далее - ЗУ N 1788-XII), в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
Согласно предоставленным документам страховой стаж Мальцева В.Б. составляет 24 года 7 месяцев 6 дней, в том числе льготный стаж с учётом кратности, согласно разъяснениям Министерства социального обеспечения Украины от 20 января 1992 года N 8, составляет 24 года 2 месяца 21 день, из них по ст. 14-20 - 18 лет 5 месяцев 8 дней, по ст. 14-25 - 1 год 3 месяца 13 дней.
Период работы со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой" включен в льготный стаж на основании справки, выданной филиалом "Шахта им. А.А. Скочинского" ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" от 22 февраля 2022 года N 118 по фактической выхождаемости.
В страховой стаж не засчитан период работы в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского" ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года, так как предприятием не уплачены страховые взносы.
Согласно записям в трудовой книжке Мальцева В.Б. со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года он работал горномонтажником подземным 3 разряда в "Шахтоспецмонтажном управлении ГО АО "Трест Днецкуглестрой"; с 8 февраля 2006 года по настоящее время в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ТУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК".
Для подтверждения наличия страхового стажа в период работы с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ТУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" истцом предоставлена уточняющая справка, а также справки о заработной плате, в которых указано, что на все выплаты начислены страховые взносы, за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года страховые взносы не выплачены.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчёта) пенсии в Донецкой Народной Республике в переходный период", статьями 24, 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года N 1058-IV, статьями 1, 6 Закона Украины "О сборе и учёте единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" N 2464-VI от 8 июля 2010 года, статьями 14, 62 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 N 1788-XII
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что записи, произведённые в трудовой книжке истца за спорные периоды работы, соответствуют требованиям п. 2.14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, поэтому пришел к выводу о необходимости засчитать Мальцеву Виктору Борисовичу в льготный стаж период работы с 02.12.1996 по 11.06.1998 в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой", и в страховой стаж период работы в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" с 01, 01.2021 по 09.02.2022.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение Кировского межрайонного суда г. Донецка суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Пунктами 1-3 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчёта) пенсии в Донецкой Народной Республике в переходный период" (далее - Постановление N 1-12) предусмотрено, что на переходный период на территории Донецкой Народной Республики применяется пенсионное законодательство Украины в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции Донецкой Народной Республики. На переходный период руководствоваться Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года N 1058-IV (в редакции, действовавшей до октября 2011 года в части пенсионного возраста для женщин). При назначении (перерасчёте) пенсии в случае невозможности получения данных системы персонифицированного учета документом, подтверждающим страховой стаж лица, является трудовая книжка, а документом, подтверждающим сумму начисленной заработной платы (дохода), - справка о заработной плате, выданная собственником или уполномоченным им органом, соответствующими архивными учреждениями, по форме, утверждённой настоящим Постановлением.
В соответствии с абзацем 1 ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 24 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года N 1058-IV (далее - ЗУ N 1058-IV) страховой стаж - период (срок), в течении которого лицо подлежит общеобязательном) государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не менее, чем минимальный страховой взнос. Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда в соответствии с требованиями настоящего Закона по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до внедрения системы персонифицированного учета - на основании документов и в порядке, определенном законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.
Периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу настоящего Закона (1 января 2004 года), засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Частью 1 статьи 26 ЗУ N 1058-IV предусмотрено, что лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижение возраста 60 лет и наличия страхового стажа не менее 15 лет.
Статьёй 62 ЗУ N 1788-ХП и частью 1 статьи 48 КЗоТ Украины предусмотрено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Согласно записям в трудовой книжке Мальцева В.Б. со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года он работал горномонтажником подземным 3 разряда в "Шахтоспецмонтажном управлении ГО АО "Трест Днецкуглестрой"; с 8 февраля 2006 года по настоящее время в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК".
В соответствии с абзацем 1 п. "в" п. 7 Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчёта) пенсий в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утверждённого постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25 ноября 2005 года N 22-1 (далее - Порядок N 22-1), к заявлению о назначении пенсии по возрасту прилагается справка о заработной плате лица (приложение 1) за период страхового стажа до 1 июля 2000 года, а начиная с 1 июля 2000 года индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учёта по форме согласно приложению 2, приложению 3.
Для подтверждения наличия страхового стажа в период работы с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года в филиале "Шахта им. АА. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" истцом предоставлена уточняющая справка, а также справки о заработной плате, в которых указано, что на все выплаты начислены страховые взносы, за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года страховые взносы не выплачены.
Согласно пп. 3, 7, 10 ч. 1 ст. 1 Закона Украины "О сборе и учёте единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" N 2464-VI от 8 июля 2010 года, застрахованное лицо - физическое лицо, которое в соответствии с законодательством подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и платит (платила) и/или за которое уплачивается или уплачивался в установленном законом порядке единый взнос. Пенсионный фонд - орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом вести реестр застрахованных лиц Государственного реестра и выполнять другие функции, предусмотренные законом. Страхователи - работодатели и другие лица, которые в соответствии с настоящим Законом обязаны уплачивать единый взнос.
Пунктами 1, 4 части 1 статьи 6 Закона Украины "О сборе и учёте единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" предусмотрены обязанности плательщика единого взноса, в частности: своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос; подавать отчетность и уплачивать в орган доходов и сборов по основному месту учета плательщика единого взноса в сроки, порядке и по форме, установленными центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, по согласованию с Пенсионным фондом и фондами общеобязательного государственного социального страхования.
Таким образом, обязанность по своевременному и в полном объеме начислению и уплате единого страхового взноса лежит на работодателе.
В соответствии с абзацами 1-2 п. 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года N 637, в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или по выслуге лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников (приложение N 5). В справке должно быть указано: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
Согласно абзаца 1 ч. 2 Раздела XV Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года N 1058-IV (далее - ЗУ N 1058) пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется согласно отдельном) законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды. Лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, пенсии назначаются по нормам этого Закона в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины "О пенсионном обеспечении".
Статьёй 14 ЗУ N 1788-X1I предусмотрено, что работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и иных полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, - по списку работ и профессий, утверждённым Кабинетом Министров Украины, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих роботах: рабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, сталевары, горновые, агломератчики, вальцовщики горячего проката, обработчики поверхностных дефектов металла (огневым средством вручную) на горячих участках, машинисты кранов металлургического производства отделений нагревательных колодцев и стриперных отделений), - при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет. Такой же порядок пенсионного обеспечения распространяется и на работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) на шахтах по добыче угля, сланца, руды и иных полезных ископаемых, которые реструктуризируются или находятся в стадии ликвидации, но не более 2 лет. При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин, за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 12 этого Закона, снижается на 1 год.
Из раздела I Списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при непосредственной занятости на протяжении полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей), связанных с добычей угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, сроком не менее 25 лет, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 31 марта 1994 года N 202, следует, что данное право имеют все работники, занятые на протяжении полного рабочего дня на подземных работах, руководители и специалисты подземных участков действующих и строящихся шахт для добычи угля (сланца).
Однако, Мальцевым В.Б. не предоставлены уточняющие справки, подтверждающие наличие льготного трудового стажа за период работы со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГО АО "Трест Донецкуглестрой", равно как и справки, подтверждающие его занятость на протяжении полного рабочего дня на подземных работах в период с 1 января 1998 года по 11 июня 1998 года.
При этом, на основании справки, выданной филиалом "Шахта им. А.А. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" от 22 февраля 2022 года N 118 о подземных выходах Мальцева В.Б. за период с декабря 1996 года по декабрь 1997 года (без учёта сведений о выходах за 1998 год, поскольку табеля за 1998 год были изъяты с предприятия на основании протокола выемки от 9 января 2001 года), период работы истца со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой" включён ответчиком в льготный стаж по фактическим выходам.
Из справки Государственного архива Донецкой Народной Республики от 6 мая 2022 года усматривается, что документы по личному составу в "Шахтоспецмонтажного управления ГОАО "Трест Днецкуглестрой" на хранение не поступали.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для зачёта в льготный стаж истца периода его работы со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой" в связи с отсутствием уточняющей справки работодателя, учитывая, что за этот период предприятием не уплачены страховые взносы.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отказа ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка в назначении истцу пенсии согласно ч. 1 ст. 14 ЗУ N 1788-XII, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
На основании изложенного, исковые требования Мальцева В.Б. в части признания незаконными действия ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка по отказу в назначении ему пенсии, отмены оспариваемого решения от 6 мая 2022 года N 115 об отказе в назначении пенсии, и обязательстве ответчика засчитать в льготный стаж указанный период его работы, оставлены без удовлетворения.
При этом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования Мальцева В.Б. в части обязательства ответчика засчитать в его страховой стаж период работы с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК", также как и отмены оспариваемого решения от 6 мая 2022 года N 115 в части незачёта данного периода, подлежат удовлетворению, поскольку истцом при обращении в ГБУ УПФ в Кировском районе г. Донецка были предоставлена надлежащим образом оформленная трудовая книжка, подтверждающая страховой стаж истца в спорный период и справки о заработной плате. Необходимость уплаты страховых взносов законодателем возложена на работодателя, в связи с чем их неуплата либо уплата не в полном объёме не может влиять на право работника на социальную защиту.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационных жалоб сторон были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Как указано выше, в соответствии с абзацами 1-2 п. 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года N 637, в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или по выслуге лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников (приложение N 5). В справке должно быть указано: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
Следовательно, для подтверждения специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях или по выслуге лет, принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников.
Истец просил включить два спорных периода именно в специальный (льготный) трудовой стаж.
Довод кассационной жалобы Мальцева В.Б. о том, что в льготный стаж работы истца подлежит включению период его работы со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГОАО "Трест Днецкуглестрой", не обоснован.
Как указано выше, Мальцевым В.Б. не предоставлены уточняющие справки, подтверждающие наличие льготного трудового стажа за период работы со 2 декабря 1996 года по 11 июня 1998 года в "Шахтоспецмонтажном управлении ГО АО "Трест Донецкуглестрой", равно как и справки, подтверждающие его занятость на протяжении полного рабочего дня на подземных работах в период с 1 января 1998 года по 11 июня 1998 года. Из справки Государственного архива Донецкой Народной Республики от 6 мая 2022 года усматривается, что документы по личному составу в "Шахтоспецмонтажного управления ГОАО "Трест Днецкуглестрой" на хранение не поступали.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для зачёта в льготный стаж истца указанного периода его работы в связи с отсутствием уточняющей справки работодателя, учитывая, что за этот период предприятием не уплачены страховые взносы.
Довод кассационной жалобы Государственного бюджетного учреждения Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка об отсутствии оснований для включения в льготный стаж работы периода с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ГУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК", также является не обоснованным.
Для подтверждения наличия страхового стажа в период работы с 1 января 2021 года по 9 февраля 2022 года в филиале "Шахта им. А.А. Скочинского ТУП Донецкой Народной Республики "ДУЭК" истцом предоставлена уточняющая справка, а также справки о заработной плате, в которых указано, что на все выплаты начислены страховые взносы, за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года страховые взносы не выплачены.
Таким образом, периоды работы, подтверждённые уточняющими справками, включены в льготный стаж истца.
Поскольку необходимость уплаты страховых взносов законодателем возложена на работодателя, то при наличии уточняющей справки, а также справки о заработной плате, неуплата страховых взносов не влияет на право работника на включение соответствующего периода в льготный стаж работы.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского межрайонного суда г.Донецка от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Мальцева Виктора Борисовича и Государственного бюджетного учреждения Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г.Донецка - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.