Второй кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи ФИО6, рассмотрев гражданское дело по иску ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" к ООО "ЛИБРА-СК" о возложении обязанности предоставить индивидуальные сведения о застрахованном лице, по кассационной жалобе ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" на определение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
установила:
ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" обратилось в суд с иском к ООО "ЛИБРА-СК" об обязании предоставить индивидуальные сведения о застрахованном лице, а именно корректирующие сведения по форме СЗВ-ТД за 2020 год в отношении ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение оставлено без изменения, частная жалоба ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что вывод судов о подаче иска лицом, не имеющим право на его предъявление в интересах конкретных застрахованных лиц, противоречит положениям Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", в соответствии с которыми страховщик, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, имеет право представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями. Обязанностью страховщика является, в том числе, контроль за правильностью предоставления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, страховщик вправе требовать устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Споры по вопросу индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ разрешаются судом.
В силу положений части 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив по правилам статьи 379.6 ГГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность принятых судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции, кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Прекращая производство по делу на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ со ссылкой на отсутствие у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском, суд первой инстанции исходил из того, что у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется права на обращение в суд с заявлением о понуждении страхователя представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Суд первой инстанции указал, что заявление пенсионного органа не связано с защитой своих прав, поскольку не предоставление страхователем соответствующих сведений прав органов пенсионного фонда не нарушает, предусмотренных частью 1 статьи 46 ГПК РФ оснований для обращения в суд с иском в интересах конкретного работника у истца не имеется, материалы дела не содержат сведений об обращении такого работника в ГУ-ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" с заявлением о восстановлении его прав.
Соглашаясь с приведенными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, со ссылкой на положения статьи 220 ГПК РФ, абзац 7 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статью 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", указал, что действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено право территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на обращение в суд с предъявленным иском, поскольку такое право возникает лишь при наличии условий, установленных положениями процессуального законодательства (статьи 3, 4, 46 ГПК РФ).
С приведенными выводами нижестоящих судов суд кассационной инстанции не может согласиться ввиду следующего.
Согласно абзацу второму статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 134 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым названным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании пункт 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность пенсионного органа осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 211н, контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 38 указанной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ (пункт 40).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют функции контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем таких индивидуальных сведений.
Прекращая производство по делу на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ со ссылкой на отсутствие у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском, суды первой и апелляционной инстанций указанные правовые нормы во внимание не приняли, не учли, что обращение в суд ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес", как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который не вправе самостоятельно вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, но на который возложена функция контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имело место в связи с реализацией пенсионным органом его полномочий, возложенных на него действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, судом первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными, не могут быть устранены судом кассационной инстанции, что в силу части 3 статьи 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного, определение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Басманный районный суд "адрес".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, суд
определил:
определение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Басманный районный суд "адрес".
Судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.