Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего ФИО2
судей ФИО6, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту городского имущества "адрес" об обязании предоставить отдельное жилое помещение плюс дополнительную жилую площадь в виде отдельной квартиры в собственность бесплатно, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1
на решение Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества "адрес" об обязании предоставить отдельное жилое помещение в размере 40 кв.м, дополнительную жилую площадь, в виде отдельной комнаты в собственность бесплатно, взыскать компенсацию морального вреда в размере 60 000 000 руб, мотивируя свои требования тем, что он с 1989 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", где на семью их двух человек (истец и мать бывшей жены истца - ФИО4, 1928 г.р.) на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ занимает комнату N площадью 20, 5 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире. Между истцом и ФИО5 брак расторгнут в 2001 году. С 1991 года истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "тяжелобольные граждане", подлежащий обеспечению жильем во внеочередном порядок. Решением Пресненского районного суда "адрес" ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, в настоящее время жилое помещение не представлено истцу. Истец ФИО1 уволен с действительной военной службы, имеет выслугу более 27 лет.
Решением Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, как постановленные с нарушением норм материального права, не установлением юридически значимых обстоятельств по делу, существенным нарушением прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании ФИО1 на доводах кассационной жалобы настаивал, просил судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда не находит предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Таких нарушений при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован по адресу: "адрес". Также по указанному адресу зарегистрирована мать бывшей жены ФИО4, 1928 года рождения.
ФИО1 является собственником комнаты N площадью жилого помещения 20, 5 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире площадью жилого помещения 47, 1 кв.м, общей площадью 45, 5 кв.м, жилой площадью 30, 1 кв.м. по указанному адресу на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ N-У02973
Истец ФИО1 ранее состоял в зарегистрированном браке с 1955 по 2001г.
С 1991 года ФИО1 состоял на жилищном учете, категория учета "инвалиды 2-й группы". Жилищная льгота подтверждена справкой от ДД.ММ.ГГГГ МСЭ-014 N, выдана Бутырским бюро МСЭ по городу Москве. Инвалидность установлена бессрочно.
ФИО4 зарегистрирована на данной площади с 1994 года, прибыла из "адрес", на жилищном учете не состоит.
ФИО1, 1953 года рождения, согласно медицинскому заключению от ДД.ММ.ГГГГ страдает заболеваниями, входящими в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, а также в приказе Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади" с последующими к нему изменениями и дополнениями. ФИО1 имеет право на жилищные льготы по состоянию здоровья, в связи с тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Решением Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент городского имущества возложена обязанность предоставить ФИО1 отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным нормам с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Распоряжением Департамента городского имущества "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена по договору социального найма однокомнатная квартира площадью жилого помещения 23, 9 кв.м, общей площадью 23, 9 кв.м, жилой площадью 15, 1 кв.м. по адресу6 "адрес" дополнение к занимаемому жилому помещению в виде комнаты N площадью жилого помещения 20, 6 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес"Б "адрес".
Решением Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Департамента городского имущества "адрес" к ФИО1 о признании права на обеспечение по договору социального найма жилым помещение по адресу: "адрес", в дополнение к занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес"Б, "адрес". На ФИО1 возложена обязанность заключить с Департаментом городского имущества "адрес" договор социального найма на жилое помещение "адрес".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 13, 61, 209 ГПК РФ, ст. ст. 6, 7, 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N Э42-ФЗ, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе удовлетворении исковых требований.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что со стороны Департамента городского имущества "адрес" отсутствуют нарушения жилищных прав истца, поскольку распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N во исполнение решения суда ФИО1 предоставлена однокомнатная квартира площадью жилого помещения 23, 9 кв. м, общей площадью 23, 9 кв.м, жилой площадью 15, 1 кв. м по адресу: "адрес" дополнение к занимаемому жилому помещению в виде комнаты N в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес"Б, "адрес".
Кроме того ФИО1 снят с жилищного учета как обеспеченный площадью жилого помещения по норме предоставления.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, проверив доводы жалобы, не нашла в действиях суда первой инстанции нарушений процессуального и материального права и согласилась с его выводами.
При обсуждении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им юридически значимых обстоятельств, судебной коллегией учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые истец ссылается в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В силу положений ст. 15 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих" и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых (п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании ст. 100 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
С ДД.ММ.ГГГГ абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N Э42-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Доказательств того, что ФИО1 до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, а у ответчика в связи с изменением законодательства отсутствует обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, вследствие чего постановилсудебный акт, отвечающий требованиям законности и обоснованности.
Существенных нарушений норм процессуального права судами двух инстанций также не допущено.
Обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Следовательно, правила оценки доказательств судом соблюдены, тогда как несогласие стороны с результатами этой оценки не подпадает под содержащийся в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии нарушений, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.