Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Семченко А.В, судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Анцифирове В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы судебных приставов России на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-10116/2022), которым постановлено:
Исковые требования Артеменко В. Г.удовлетворить частично.
Обязать ФССП России включить в выслугу лет период с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г. в календарном исчислении, внести изменения в приказ от 17.05.2022 г. N 3429 л/с в части указания основания увольнения Артеменко В.Г. и продолжительности выслуги лет с учетом периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г, произвести выплату единовременного пособия при увольнении и иных причитающихся Артеменко В.Г. выплат из расчета выслуги лет с учетом периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г, назначить Артеменко В. Г. пенсию по выслуге лет с 16.06.2022 г. и произвести перерасчет размера пенсии с учетом включенного в выслугу лет периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г.
В удовлетворении исковых требований Артеменко В.Г. в остальной части отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Артеменко В.Г. обратился в суд с иском к ФССП России, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать ответы ФССП России от 15.07.2021 г. N 00092/21/115566 и от 02.03.2022 г. N00092/22/47667 незаконными и отменить, обязать ответчика включить в подсчет его выслуги лет, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ от 01.10.2019 г, периоды: с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г. - прохождения службы в налоговой милиции Украины (Крым) в календарном и льготном исчислении; с 01.09.1984 г. по 18.04.1985 г. и с 16.05.1987 г. по 29.04.1989 г. - обучения в Днепродзержинском индустриальном техникуме по очной форме из расчета 01 год обучения за 06 мес. выслуги; обязать ФССП России внести изменения в приказ от 17.05.2022 г. N 3429 л/с в части указания основания его увольнения и продолжительности выслуги лет с учетом указанных выше периодов, произвести выплату единовременного пособия при увольнении и иных причитающихся ему выплат из расчета выслуги лет с учетом указанных периодов, назначить ему пенсию по выслуге лет с 16.06.2022 г. и произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения указанных выше периодов в подсчет его выслуги.
В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом директора ФССП России от 17.05.2022 г. был уволен со службы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ от 01.10.2019 г. (по достижению предельного возраста пребывания на службе), однако, в подсчет его выслуги, не были включены указанные выше периоды, что он полагает незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства, в том числе положениям Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ.
В судебном заседании Артеменко В.Г. и его представитель Артеменко Е.Д. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФССП России по доверенности Федорова Т.Ю. исковые требования не признала.
Представитель УФСПП России по Республике Крым в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ФССП России по доводам апелляционной жалобы.
Представители ФССП России, УФССП России по республике Крым, извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГКП РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В связи с поступившим ходатайством истца об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела настоящее гражданское дело с использованием систем видеоконференц-связи Симферопольского районного суда Республики Крым.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Артеменко В.Г. и его представителя адвоката Артеменко Е.Д, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
В соответствии с положениями ст. 68 Федерального закона от 01.10.2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 80 указанного Федерального закона от 01.10.2019 г. N 328-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в органах принудительного исполнения по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 настоящего Федерального закона; контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах принудительного исполнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно ст. 18 указанного Закона РФ от 12.02.1993 г..N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии
реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается представленными материалами, что приказом ФССП России от 17.05.2022 г. N 3429-лс, с Артеменко В.Г. прекращен контракт и он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 15.06.2022 г. по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения; выслуга лет по состоянию на 15.06.2022 г. составляет: в календарном исчислении - 15 лет 10 мес. 28 дней, в льготном исчислении - 17 лет 02 мес. 18 дней; выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет - 17 лет 02 мес. 18 дней.
Согласно представления к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и справки об исчислении стажа службы (выслуги лет) Артеменко В.Г. к нему, в выслугу лет Артеменко В.Г. были включены периоды: с 01.09.1984 г. по 18.04.1985 г. и 16.05.1987 г. по 29.04.1989 г. - обучения в Днепродзержинском индустриальном техникуме (из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы); с 15.06.1985 г. по 11.05.1987 г. - службы в ВС СССР, с 01.12.1989 г. по 07.07.1997 г. - службы в органах МВД Украины, с 02.12.2015 г. по 31.03.2017 г. - службы в УФССП России по Республике Крым, с 04.04.2017 г. по 03.05.2018 г. - службы в ГСУ СК России по Республике Крым, с 20.06.2018 г. по 31.05.2020 г. - службы в УФССП России по Республике Крым, с 01.06.2020 г. по 14.06.2022 г. - службы в УФССП России по Республике Крым, - а всего по состоянию на 14.06.2022 г. стаж службы (выслуги) Артеменко В.Г. был учтен продолжительностью 17 лет 02 месяца 08 дней.
Разрешая требования истца о включении в выслугу лет периодов с 01.09.1984 г. по 18.04.1985 г. и 16.05.1987 г. по 29.04.1989 г. - обучения истца в Днепродзержинском индустриальном техникуме (из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы), суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований, поскольку указанные периоды включены ответчиком в выслугу лет, оснований для их повторного включения не имелось.
Также суд отказал в удовлетворении требований истца о признании писем ФССП России от 15.07.2021 г. N 00092/21/115566 и от 02.03.2022 г. N 00092/22/47667 незаконными и их отмене, поскольку данные письма не являются нормативными актами, не порождают каких-либо прав и обязанностей для участников процесса, по своей сути являются позицией ответчика, изложенной и при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем, в силу положений ст. 327.1ГПК РФ не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается, в числе прочего, служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2016 г. N 614 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", были дополнены пунктом 2(1) следующего содержания:
"2(1). В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам, замещающим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя должности в органах внутренних дел, органах и подразделениях налоговой милиции Украины на территориях Республики Крым и г. Севастополя, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, включается выслуга лет (стаж службы), исчисленная (исчисленный) на день поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке, действовавшем на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 18 марта 2014 г.".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.12.2014 г. N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при назначении гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пересмотру не подлежат:
1) периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года;
2) выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы.
При назначении гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях пенсионного обеспечения учитываются периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, которые подлежали бы учету при назначении пенсий в связи с прохождением гражданами военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года.
Разрешая требования в части включения в подсчет выслуги лет Артеменко Г.В. периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г. - прохождения службы в налоговой милиции Украины (Крым), суд пришел к выводу об удовлетворении указанных требований и включении данного периода в подсчет выслуги лет истца в календарном исчислении, поскольку положениями Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ предусмотрено включение в подсчет стажа работы соответствующих видов службы, при этом, указанный период службы в налоговой милиции Украины (Крым) включен в выслугу лет истца в целях определения ежемесячной денежной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и подлежали включению в подсчет выслуги лет в целях назначения пенсии по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика включить в выслугу лет истца период с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г. в календарном исчислении, также подлежали удовлетворению исковые требования и в части обязания ответчика внести изменения в приказ от 17.05.2022 г. N 3429 л/с в части указания основания увольнения Артеменко В.Г. и продолжительности выслуги лет с учетом периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г, обязании произвести выплату единовременного пособия при увольнении и иных причитающихся Артеменко В.Г. выплат из расчета выслуги лет с учетом периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г, назначить Артеменко В.Г. пенсию по выслуге лет с 16.06.2022 г. и произвести перерасчет размера пенсии с учетом включенного в выслугу лет периода с 25.06.1998 г. по 23.02.2004 г.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы представителя ответчика приведенные в апелляционной жалобе о том, что спорный период службы истца включается в выслугу лет только для установления надбавки к окладу, а также о том, что не имеется межгосударственного соглашения о пенсионном обеспечении между Российской Федерацией и Украиной о взаимном зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в налоговых органах, основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм, которые судом истолкованы и применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной службы судебных приставов России - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.