Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной Е.Ю., судей фио, фио, при помощнике судьи Герасимовой А.А., рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества адрес на решение Савеловского районного суда адрес от 07 июня 2022 года, которым постановлено:
"Обязать Департамент городского имущества адрес заключить с Амановой Юлией Николаевной договор социального найма на жилое помещение - комнату 1 размером жилой площади 20, 3 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: адрес с включением в него в качестве членов семьи нанимателя фио, фио, Аманова Ивана Сергеевича",
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио, фио, фио обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить с Амановой Ю.Н. договор социального найма на жилое помещение - комнату 1 размером жилой площади 20, 3 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: адрес с включением в него в качестве членов семьи нанимателя фио (дочь), фио (дочь), Аманова И.С. (сын), мотивируя свои требования тем, что они всей семьей проживают в комнате N 2 коммунальной квартире общая площадь которой составляет 19, 8 кв.м, комната N 3 принадлежит фио на праве собственности. При этом семья фио состоит на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, снята не была. Истцам стало известно о наличии освободившейся комнаты N 1 в коммунальной квартире, при этом ответчик отказался заключать с ними договор социального найма, запросив у них дополнительные доказательства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора был привлечен фио
Истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя, который настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на бездействие со стороны истцов по предоставлению документов, подтверждающих их материальное положение.
Третье лицо в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом, ходатайств и возражений по делу не представил.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Департамент городского имущества адрес по доводам апелляционной жалобы, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, выслушав представителя истцов по доверенности Мазур А.А, который возражал против доводов апелляционной жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира N 60, расположенная по адресу: адрес представляет собой коммунальную квартиру, состоящую из трех комнат: N 1 - общей площадью 29, 98 кв.м. (жилой площадью 20, 30 кв.м.); N 2 - общей площадью 29, 24 кв.м. (жилой площадью 19, 80 кв.м.); N 3 - общей площадью 17, 28 кв.м. (жилой площадью 11, 70 кв.м.)
Собственником комнаты N 3 является фио, в качестве членов семьи указаны: фио (сын), фио, (дочь), фио (дочь), фио (дочь), фио (бывшая супруга).
Согласно распоряжению N У59-3172 от 12.03.2014 фио, фио, фио и фио признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договору социального найма, в связи с чем постановлены на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.10.2016 Департамент городского имущества адрес обязали заключить с Амановой Ю.Н. договор социального найма комнаты N 2 размером жилой площади 19, 8 кв.м. с включением в него в качестве членов семьи: фио, фио и Аманова И.С.
18 февраля 2020 года Департамент уведомил фио о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении свободного жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма в связи с небходимостью проведения перерегистрации учетного дела.
27 ноября 2020 года Департамент отказ в предоставлении жилого помещения в связи с невозможностью проведения перерегистрации учетного дела.
28 октября 2021 года за N 33-6-533667/21-(0)-1 Департамент городского имущества адрес уведомил фио о наличии освободившейся комнаты N 1.
24 января 2022 года за N 33-6-21506/22-(0)-1 Департамент городского имущества адрес направил в адрес Амановой Ю.Н. запрос о предоставлении документов для перерегистрации учетного дела.
Удовлетворяя заявленные истцами исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 49, 57, 59 ЖК РФ, Постановлением Правительства Москвы от 18.10.2018 N 1285-ПП "О порядке предоставления из жилищного фонда адрес освободившихся комнат в коммунальных квартирах, доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности адрес", Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", и исходил из того, что требования Департамента о предоставлении документов, необходимых для перерегистрации учетного дела, не является основанием для отказа истцам в предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма, поскольку с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилом помещении истцы не сняты, комната N 1 не превышает площадь предоставляемого жилого помещения для 4-х человек.
Судебная коллегия не может согласиться с обжалуемым решением, так как выводы суда первой инстанции не могут быть признаны правильными, как отвечающие требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, поскольку указанные выводы, к которым суд пришел при разрешении настоящего гражданского дела противоречат нормам материального права, а также установленным по делу юридически значимым обстоятельствам.
Согласно п. 2 и п. 6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 13 ЖК РФ определение условий и порядка постановки на жилищный учет, порядка ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
С 28 сентября 2008 года порядок учета в целях реализации городских жилищных программ граждан определен Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП.
Согласно п. 4.4. данного Порядка критерием определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
Порядок и условия принятия граждан в качестве нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлены Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу п. 6 ст. 16 Закона адрес от 14.06.2006 N 29, непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью адрес, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти адрес в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона адрес от 14.06.2006 N 29, не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти адрес проводит перерегистрацию жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона адрес от 14.06.2006 N 29, проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет.
Перерегистрация осуществляется в соответствии с Порядком осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет (утвержден Приказом адресМосквы от 05.07.2017 N 169, далее - Порядок).
Согласно Порядку для перерегистрации учетного дела необходимо представить комплект документов на всех граждан, зарегистрированных по месту жительства, независимо от того, состоят ли они на жилищном учете или нет, а также их супругов и несовершеннолетних детей, зарегистрированных по другим адресам, в том числе вне Москвы (при наличии).
В соответствии с п. 7.1.2 Порядка, основанием для приостановления перерегистрации является необходимость уведомления заявителя о представлении не предоставленных гражданами, принятыми на жилищный учет до 01 марта 2005 года, документов, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.17.6; гражданами, принятыми на жилищный учет после 01 марта 2005 года, всех документов, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.17.6 и пунктах 4.1.18.1-4.1.18.25.
Документы, указанные в п. 4.1 Порядка, предоставляются заявителем и членами его семьи (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с гражданами принятыми на жилищный учет, в том числе вселенные ими в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда).
В силу п. 2 ст. 1 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Приведенными нормами действующего законодательства установлено, что перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений заявитель проходит перерегистрацию для проверки оснований такого предоставления. Перерегистрация осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения наличия оснований предоставления.
В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности.
Согласно п. 5 ст. 16 Закона адрес от 14.06.2006 N 29, при выявлении в ходе перерегистрации жителей адрес, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти адрес принимает решение о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
Таким образом, требования о предоставлении недостающих документов не противоречат действующему законодательству. Права и законные интересы истцов не нарушены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем не предоставлен полный пакет документов необходимых для проверки обоснованности предоставления семье Амановой Ю.Н. спорного жилого помещения на условиях социального найма, то оснований для удовлетворения заявленных истцами требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Амановой Ю.Н, Амановой М.С, Амановой К.С, Аманова И.С. к Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 07 июня 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Амановой Ю.Н, Амановой М.С, Амановой К.С, Аманова И.С. к Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.