Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукьянченко В.В., судей Князева А.А., Суслова Д.С., при помощнике судьи Баринове А.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянченко В.В. апелляционную жалобу Лаврова ... на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-6266/2022 (УИД 77 RS0023-02-2022-006683-23) по иску Лаврова А.А. к АО "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Лавров А.А. обратился в суд с иском к АО "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Лавров А.А. указал, что им в АО "Почта России" 30.06.2019 была заказана услуга по доставке международного почтового отправления (МПО) с почтовым идентификатором RA637428346RU. Цена услуги оплачена в полном объеме. Считает, что ответчиком почтовые услуги были предоставлены ненадлежащего качества, что подтверждается отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России, а именно, ответчиком был нарушен контрольный срок доставки МПО. Данное МПО... было принято в ОПС 129085 Москва 30.06.2019, в адрес Японии, прибыл в ММПО МР ЛЦ Внуково 04.07.2019 и после соответствующей обработки 05.07.2019 передан перевозчику для отправки в страну назначения, 10.07.2019 почтовое отправление было вручено адресату. В связи с этим нарушение контрольного срока доставки МПО... повлекло нарушение прав потребителя.
Решением Савеловского районного суда от 16 августа 2022 года постановлено: Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с АО "Почта России" в пользу Лаврова... компенсацию морального вреда в размере 50 руб, штраф в размере 25 руб.
В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.
Взыскать с АО "Почта России" госпошлину в доход бюджета города Москвы 400 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит Лавров А.А. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, считает решение суда подлежащим изменению по п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи: с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что 30.06.2019 истцом была заказана услуга по доставке международного почтового отправления (МПО) с почтовым идентификатором... Цена услуги оплачена в полном объеме. Считает, что ответчиком почтовые услуги были предоставлены ненадлежащего качества, что подтверждается отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России, а именно, ответчиком был нарушен контрольный срок доставки МПО. Данное МПО... было принято в ОПС 129085 Москва 30.06.2019, прибыло в ММПО МР ЛЦ Внуково 04.07.2019 и после соответствующей обработки 05.07.2019 передан перевозчику для отправки в Японию, 10.07.2019 почтовое отправление было вручено адресату.
Контрольной датой поступления заказного письма с почтовым идентификатором, МПО... являлось 02.06.2019.
Фактический срок прохождения почтового отправления составил 4 дня, замедление составило 2 дня.
Принимая решение, суд исходил из наличия законных оснований для частичного удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи", услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются оператором почтовой связи самостоятельно.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В подпунктах "а", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ 31.12.2020 N 2467 закреплено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно п. 4 Приказа Минцифры России от 29.04.2022 N 400 "Об утверждении нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативов ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по нанесенным в объектах почтовой связи по месту приема и доставки (назначения) почтовых отправлений оттискам календарных почтовых штемпелей и (или) сопроводительным документам.
В соответствии с п.п. "б" п. 5 Приказа Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов Российской Федерации, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня.
Согласно ст. 19 Федерального закона N 176-ФЗ "О почтовой связи", права пользователей услуг почтовой связи защищаются Законом РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 N-I "О защите прав потребителей", исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 утверждены "Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции". В отношении международной регистрируемой письменной корреспонденции в контрольные сроки пересылки включается максимальное время пересылки международной письменной корреспонденции без учета времени, необходимого для обработки в месте международного почтового обмена, между объектом почтовой связи приема и местом международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции, либо между местом международного почтового обмена и объектом почтовой связи доставки в отношении входящей международной письменной корреспонденции.
Срок пересылки международной регистрируемой письменной корреспонденции определяется по оттиску календарного почтового штемпеля места приема или доставки почтового отправления на территории Российской Федерации и информации о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информации об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции.
Информация о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информация об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении 2 входящей международной письменной корреспонденции определяется согласно сведениям из системы слежения за прохождением почтовых отправлений на официальном сайте АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со стандартом Всемирного почтового союза.
Из положений ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" следует, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности факта нарушения прав потребителя Лаврова А.А, выраженного в нарушении контрольного срока доставки письма с почтовым идентификатором нашел свое подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспаривается и о необходимости компенсации морального вреда.
Вместе с тем, определяя размер компенсации морального вреда, суд не принял во внимание период нарушения ответчиком контрольных сроков доставки корреспонденции, характер причиненного истцу вреда, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, отсутствие со стороны истца данных о неблагоприятных последствиях, связанных с причинением физических и нравственных страданий, повлекших задержкой вручения письма адресату, в связи с чем, считает взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 рублей.
Судебная коллегия, принимая во внимание обстоятельства дела, а именно срок прохождения по г. Москве со дня принятия 30.06.2019 и прибытие в ММПО МР ЛЦ Внуково 5.07.2019 (л.д. 3 оборот), в совокупности с приведенными правовыми нормами, считает разумным взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Ввиду того, что ответчик нарушил сроки оказания услуги, судом удовлетворены требования потребителя о компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей, с ответчика, в силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в сумме 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Взыскать с АО "Почта России" в пользу Лаврова А... компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб, штраф в размере 500 руб.
В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.