Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Анашкина А.А., судей Иванова Д.М., Катковой Г.В., при секретаре судебного заседания Касперовиче А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Лаврова А.А. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 21 октября 2022 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Взыскать с АО "Почта России" в пользу Лаврова А.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 100 руб, штраф в размере 50 руб.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Лавров А.А. обратился в суд с иском к ответчику АО "Почта России" о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
В обоснование заявленных требований Лавров А.А. указал, что 20 мая 2019 г. им в почтовом отделении N 141303 была заказана и оплачена услуга по доставке международного почтового отправления (далее МПО) с почтовым идентификатором... Цена услуги оплачена в полном объеме. Истец указывает, что ответчиком почтовые услуги были оказаны ненадлежащего качества, поскольку по территории Российской Федерации МПО перемещалось с задержкой, чем был нарушен контрольный срок доставки МПО, что подтверждается отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России. В связи с этим нарушение контрольного срока доставки МПО повлекло нарушение прав потребителя и причинило моральный вред истцу.
Истец Лавров А.А. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика АО "Почта России" в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Лавров А.А. по доводам апелляционной жалобы, в частности потому, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело коллегией рассмотрено в пределах доводов жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение подлежащим оставлению без изменений, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи", услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются оператором почтовой связи самостоятельно.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В подпунктах "а", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ 31.12.2020 N 2467 закреплено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 04.06.2018 N 257 (ред. от 03.04.2019) "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", согласно которого срок пересылки письменной корреспонденции, установленный между городами Сергиев Посад и Москва составляет 2 дня, без учета дня приема.
Учитывая основные понятия, применяемые в целях регулирования отношений в области почтовой связи, и изложенные в Федеральном законе 176-ФЗ "О почтовой связи", Правилах оказания услуг почтовой связи", суд приходит к выводу о том, что контрольный срок по пересылке писем считается с момента отправки (без учета дня приема) до момента поступления в доставочное отделение, а после пересылки осуществляется доставка (вручение) почтовых отправлений.
Согласно ст. 19 Федерального закона N 176-ФЗ "О почтовой связи", права пользователей услуг почтовой связи защищаются Законом РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 N-I"О защите прав потребителей", исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
Из положений ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" следует, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2019 истцом была заказана услуга по доставке международного почтового отправления (МПО) с почтовым идентификатором... Цена услуги оплачена в полном объеме.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик не представил суду доказательств соблюдения сроков перемещения указанного выше МПО по территории Российской Федерации.
Согласно ответу Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 02 июня 2021 г. N 51327-02-11/77 выявлено несоблюдение со стороны оператора почтовой связи АО "Почта России" контрольных сроков пересылки почтового отправления.., что является нарушением норм Федерального закона "О почтовой связи".
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам о в зыскании с АО "Почта России" в пользу Лаврова А.А. денежной компенсации морального вреда в размере 100 руб, штрафа в размере 50 руб, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований, поскольку нарушение контрольного срока пересылки указанного выше МПО повлекло нарушение прав истца.
Судебная коллегия соглашается с доводами суда, поскольку данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с определенным судом размером компенсации морального вреда судебная коллегия отклоняет ввиду их несостоятельности.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи, которыми в силу закона являются как отправитель, так и адресат, защищаются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации денежная компенсация морального вреда (физических и нравственных страданий) возлагается на лицо, которое своими действиями нарушило личные неимущественные права гражданина либо посягнуло на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, требования разумности и справедливости и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд, должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из требований разумности и справедливости.
Учитывая, что действиями ответчика нарушены права истца на качественное оказание услуг почтовой связи, ему причинен моральный вред, а также принимая во внимание все имеющие значение обстоятельства для определения его размера, суд первой инстанции обосновано взыскал компенсацию морального вреда в размере 100 рублей.
Несогласие истца с размером компенсации морального вреда, определенного судом на основании требований разумности и справедливости, с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, само по себе не является основанием для определения такой компенсации в ином размере. Оснований для увеличения размера определенной судом суммы судебная коллегия не находит.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 21 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаврова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.