Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи Оськиной Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе Трофимовой Марины Юрьевны
на решение Троицкого районного суда адрес от 03 августа 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Трофимовой Марины Юрьевны к Администрации адрес в адрес об обязании выплатить компенсацию при выходе на пенсию - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Трофимова М.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации адрес в адрес об обязании выплатить компенсацию при выходе на пенсию в полном объеме, мотивируя свои требования тем, что на основании распоряжения ответчика от 16.02.2021 года N 02-03-03/7 была уволена с муниципальной службы с должности гласного специалиста отдела ЖКХиБ и дорожной деятельности с 26.02.2021 года в связи с выходом на пенсию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), на основании ее заявления. В соответствии с действующим законодательством - Законом адрес от 22.10.2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес" и Порядком предоставления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим внутригородского муниципального образования адрес в адрес, утвержденным Советом Депутатов адрес от 16.01.2015 года N 1/15 истцу положена выплата один раз за весь период муниципальной службы денежного вознаграждения в связи с уходом на пенсию в размере, исчисленном из среднемесячной заработной платы по последней должности муниципальной службы в кратном к количеству полных лет муниципальной службы, но не более, чем за 10 лет. Истец работала в Администрации адрес в адрес с 03.06.2010 года, то есть стаж работы на муниципальной службе в данной администрации составил более 10 лет, при общем стаже муниципальной службы более 20 лет. Несмотря на это, при увольнении истцу была выплачена компенсация в размере четырех, а не десяти среднемесячных зарплат, в связи с чем, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым истец работала в администрации поселения на различных должностях муниципальной службы с 03.06.2011 года по 26.02.2021 года, продолжительность службы истца в органах местного самоуправления адрес в адрес составила 10 лет 8 месяцев 22 дня. Истцу выплачено единовременное денежное поощрение в связи с выходом на муниципальную пенсию за выслугу лет в размере четырех денежных вознаграждений в размере сумма, что соответствует Положению о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим администрации адрес в адрес от 25.02.2021 года N 02-01-05-44/21, полагал, что исковые требования необоснованны и подлежат оставлению без удовлетворения.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав истца и ее представителя, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 Закона адрес от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес" муниципальная служба в адрес - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Наниматель муниципального служащего - внутригородское муниципальное образование: муниципальный округ, городской округ, поселение (далее - муниципальное образование), от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
В соответствии с положениями ст. 2 Закона адрес от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно абз. 2, 3 п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 18 Устава адрес в адрес на муниципального служащего распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", порядок оплаты труда и предоставления муниципальному служащему гарантий, установленных федеральными законами и законами адрес определяются решениями Совета депутатов, являющегося представительным органом местного самоуправления.
Согласно Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления адрес и Положения о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим администрации адрес в адрес от 25.02.2021 года N 02-01-05-44/21, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет муниципальному служащему выплачивается единовременное денежное поощрение, размер которого устанавливается дифференцировано в зависимости от должностного оклада муниципального служащего по замещаемой им должности на день увольнения с учетом продолжительности службы в органах местного самоуправления адрес в адрес: при наличии от 5 до 10 полных лет стажа выслуги лет в размере двух денежных вознаграждений; при наличии от 10 до 15 полных лет стажа выслуги лет в размере четырех денежных вознаграждений; при наличии от 15 до 20 полных лет стажа выслуги лет в размере шести денежных вознаграждений; при наличии от 20 до 25 полных лет стажа выслуги лет в размере восьми денежных вознаграждений; при наличии свыше 25 полных лет стажа выслуги лет в размере десяти денежных вознаграждений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Трофимова М.Ю. работала в администрации адрес в адрес на различных должностях муниципальной службы с 03.06.2011 года по 26.02.2021 года.
Трудовой договор с истцом прекращен 26.02.202 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника в связи с уходом на пенсию, о чем Администрацией поселения вынесено распоряжение от 16.02.2021 года N 02-03-03/7.
Согласно представленной стороной ответчика справке продолжительность муниципальной службы истца в органах местного самоуправления адрес в адрес составила 10 лет 8 месяцев 22 дня.
При увольнении истцу выплачено единовременное денежное поощрение в связи с выходом на муниципальную пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим администрации адрес в адрес от 25.02.2021 года N 02-01-05-44/21 в размере четырех денежных вознаграждений (за стаж службы от 10 о 15 лет) в сумме сумма, что подтверждается расчетным листком за февраль 2021 года и истцом не оспаривается.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что законодатель органа местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления муниципальным служащим дополнительного обеспечения в виде выплат денежного содержания. При этом орган местного самоуправления должен исходить из того, что в части установления размера указанных выплат на него распространяется действие бюджетного законодательства Российской Федерации и решение вопросов финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств собственного бюджета. Соответственно, реализация органом местного самоуправления своих полномочий по установлению муниципальным служащим дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств. Поскольку Положением о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим администрации адрес в адрес от 25.02.2021 года N 02-01-05-44/21 предусмотрена выплата при увольнении в размере четырех денежных вознаграждений за стаж службы от 10 о 15 лет, что соответствует стажу истца, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Положениями Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не конкретизированы дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальным служащим при увольнении, в том числе, в связи с выходом на пенсию, при этом, согласно ч. 3 ст. 23 данного Закона определено, что Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона адрес от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес" муниципальному служащему гарантируются: дополнительные денежные выплаты, предусмотренные законодательством адрес; выплата один раз за весь период муниципальной службы денежного вознаграждения в случае освобождения его от замещаемой должности и увольнения при наличии права на получение страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности инвалидам I и II групп в размере, исчисленном исходя из среднемесячной заработной платы по последней замещаемой должности муниципальной службы перед прекращением муниципальной службы в кратности к количеству полных лет муниципальной службы, но не более чем за 10 лет на день прекращения муниципальной службы. Муниципальному служащему, получившему ранее аналогичную выплату при прекращении государственной гражданской службы адрес, выплата не производится (п. 7).
Таким образом, Законом субъекта Российской Федерации предусмотрено право на получение муниципальным служащим в случае освобождения его от замещаемой должности и увольнения при наличии права на получение страховой пенсии по старости (указанные условия у истца имеются) единовременно выплаты исходя из среднемесячной заработной платы по последней замещаемой должности муниципальной службы перед прекращением муниципальной службы в кратности к количеству полных лет муниципальной службы, но не более чем за 10 лет на день прекращения муниципальной службы. Нормами данного Закона субъекта какая-либо дифференциация размера сумм в зависимости от выслуги не установлена.
Частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Поскольку нормы Закона адрес от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес" имеют большую юридическую силу по сравнению с Положением о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим Администрации адрес в адрес от 25.02.2021 года N 02-01-05-44/21, судебная коллегия полагает, что подлежат применению нормы Закона субъекта Российской Федерации.
При этом, учитывает судебная коллегия и то, что ранее действовавшим у ответчика Порядком предоставления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим внутригородского муниципального образования адрес в адрес, утвержденного решением Совета депутатов 16.01.2015 года N 1/15, была предусмотрена муниципальным служащим поселения гарантия, соответствующая положениям ст. 31 Закона адрес от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес", тогда как принятым за день до увольнения истца Положением о предоставлении дополнительных гарантий муниципальным служащим Администрации адрес в адрес от 25.02.2021 года N 02-01-05-44/21, гарантия была изменена.
У истца имеется 10 полных лет муниципальной службы, что установлено судом и подтверждено ответчиком, соответственно, в силу ст. 31 Закона адрес от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в адрес" она имеет право на получение выплаты в размере среднемесячной заработной платы по последней замещаемой должности муниципальной службы перед прекращением муниципальной службы в кратности к количеству полных лет муниципальной службы, т.е. за 10 лет в размере 10 среднемесячных заработных плат.
Учитывая расчет выплаты при увольнении истца, произведенный ответчиком и данные подтверждающей справки о размере среднемесячной заработной платы (л.д. 49-51), среднемесячный заработок составлял сумма, соответственно, истцу при увольнении полагалось сумма, фактически было выплачено сумма, задолженность, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца составляет сумма Судебная коллегия полагает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию указанная сумма, что будет соответствовать полному восстановлению ее нарушенных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Троицкого районного суда адрес от 03 августа 2022 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с Администрации адрес в адрес в пользу Трофимовой Марины Юрьевны недополученную компенсацию при выходе на пенсию в размере сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.