Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.
и судей Заскалько О.В, Рачиной К.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Сироткина И.А. на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Сироткина И.А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о включении периодов в стаж, перерасчете пенсии отказать;
установила:
Сироткин И.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области, уточнив исковые требования в соответствии со ст.39 ГПК Российской Федерации (л.д. 85-86), просил обязать включить в трудовой стаж периоды:... обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом всех периодов стажа, взыскать судебные расходы, указывая, что с... он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера. Истец Сироткин И.А, полагая, что расчет пенсии был произведен неверно без учета всего стажа, обратился с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Сироткин И.А, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
7 февраля 2023 года протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в связи реорганизацией ответчика произведена замена стороны ответчика с ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Колтыпина Б.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Афанасьеву А.Г, возражавшей против доводов жалобы истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы истца, не имеется, по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц до 1 января 2015 г. были закреплены в п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (не применяется с 01.01.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), согласно которому при установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществлялась путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 2 ст. 30 закреплено право застрахованного лица выбирать порядок, которым определяется расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав этого лица: либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с... истец Сироткин И.А,... года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
По результатам оценки пенсионных прав истца на дату назначения пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", стаж для определения права на пенсию составил... дней, стаж работы на Крайнем Севере для определения права на пенсию составил... дней при требуемом 15 лет, трудовой стаж для оценки пенсионных прав, исчисленный по состоянию на... дней при требуемом для мужчин 25 лет (л.д. 96).
Стажевый коэффициент... (стажевый коэффициент для застрахованных лиц составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин).
Разрешая спор, принимая решение об отказе в иске, проверив материалы пенсионного дела, расчет размера страховой пенсии на предмет соблюдения требований при оценке пенсионных прав истца в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на основе оценки собранных по делу доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и обязания ответчика произвести перерасчет пенсии, установив, что периоды: с... были включены в страховой стаж ответчиком и учитывались при расчете размера пенсии, что следует из расчета стажа (л.д.96).
Как установлено судом и следует из материалов дела периоды учебы... не были включены в стаж истцу. Суд указал, что при включении периодов обучения в стаж размер пенсии не изменится, поскольку пенсия истцу была рассчитана по п.3 ст. 30 Федерального закона N ФЗ-173, данный вариант расчета является для истца наиболее выгодным и производится без учета периодов учебы, то есть при включении в стаж периодов обучения на размер пенсии это не повлияет.
Соглашаясь с выводом суда об отказе в удовлетворении данного требования, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 8 Статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 1 января 2015 г. и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица.
Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.
Это значит, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности): с 1 октября 1956 г. до 1 января 1992 г. - по Закону СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях"; с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г. - по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. - по Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; с 1 января 2015 г. - по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку период обучения Сироткина И.А. в техникуме приходится на период с... годы, судом первой инстанции обоснованно были применены нормы действующего на тот период пенсионного законодательства, а именно Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Согласно подпункту "и" пункта 109 Положения N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также периоды обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, в том числе, техникумах. При этом данные периоды засчитывались в стаж при назначении пенсии по старости при условии, что этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" пункта 109 Положения.
Поскольку из материалов дела не усматривается, что до периода обучения у Сироткина И.А. имелись периоды работы в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" пункта 109 Положения, то период обучения в индустриальном техникуме... обоснованно не мог быть засчитан судом в страховой стаж.
Как следует из материалов дела, из сведений трудовой книжки, в период получения высшего образования в... и далее. Данные периоды работы учтены пенсионным органом в подсчет стажа (л.д. 96). Таким образом, в рассматриваемом случае дополнение стажа работы периодом учебы не произойдет, поскольку периоды учебы и работы совпадают по времени, а замена периода работы периодом учебы для расчета стажа нормами статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не предусмотрена.
В данном случае расчет размера пенсии произведен ответчиком по п. 3 ст. 30 (без учета периода обучения) указанного закона, и такой расчет для истца являлся наиболее выгодным.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части требований о перерасчете размера пенсии с учетом включения в подсчет общего трудового стажа периода работы с... в должности.., суд первой инстанции установил, что основанием исключения ответчиком из подсчета стажа послужили результаты проведенной проверки и установления факта отсутствия регистрации данной организации в пенсионном органе по месту нахождения (л.д. 94).
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в данной части, судебная коллегия исходит из того, что требование истца о перерасчете размера пенсии по стажу с учетом включения данного периода работы удовлетворению не подлежит, предусмотренных статьей 18 Федерального закона N 400-ФЗ оснований для перерасчета не имеется.
Как верно указано судом первой инстанции, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц подлежит учету их трудовой стаж, однако юридически значимой датой для такой оценки законом установлено 1 января 2002 года.
Стаж истца на указанную дату составил... дней.
Применительно к нормам о расчете размера пенсии, в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", продолжительность стажа до 01.01.2002 переводится в стажевый коэффициент- один из составляющих формулы расчета пенсионного капитала. При этом имеет значение количество полных лет стажа на 01.01.2002.
Как следует из материалов дела, в случае дополнения стажа истца периодом с.., что составляет 9 месяцев, количество полных лет стажа на 01.01.2002 (28 лет) не изменится (... дней +... дней).
Правила расчета стажевого коэффициента в целях конвертации пенсионных прав также предусмотрены п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которым стажевый коэффициент для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20.
По расчетам пенсионного органа стажевый коэффициент истца составил... исходя из полных лет общего трудового стажа- 28 лет, исчисленного по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", и требуемого страхового стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 25 лет согласно п. 6 ч. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона в связи с работой в районах Крайнего Севера, то есть повышающий коэффициент составил...
Таким образом, предусмотренных статьей 18 Федерального закона N 400-ФЗ оснований для перерасчета размера пенсии не имеется. Значимые для расчета размера пенсии величины останутся неизменными.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части требований о включении в подсчет стажа в районах Крайнего Севера периода работы с.., которые были включены ответчиком бесспорно в общий трудовой (страховой) стаж и учитывались при определении права истца на назначение пенсии, что следует из расчета стажа (л.д.96), суд первой инстанции исходил из того, что период работы с...
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе в иске, судебная коллегия также обращает внимание, что застрахованным лицам, выполняющим оплачиваемую работу после 01.01.2002 г, при исчислении страховой части трудовой пенсии учитывались суммы страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах за период с 01.01.2002 г. до даты назначения пенсии. Продолжительность стажа, из которого рассчитывается размер пенсии отработанного после 01.01.2002 на размер пенсии не влияет, а имеет значение сумма страховых взносов, отраженная на индивидуальном лицевом счета застрахованного лица.
Как указано ранее и следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.2002 г. страховой стаж работы на Крайнем Севере для определения права истца на пенсию составил... дня, что более требуемых 15 лет. Таким образом, на дату назначения пенсии у истца определено право на досрочную пенсию в связи с наличием требуемого стажа 15 лет в районах Крайнего Севера.
Для определения права на досрочную пенсию имеет значение минимально необходимая величина - 15 лет, которая у истца имелась.
Поскольку правовое значение для перерасчета размера пенсии (по стажу как просит истец) в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ, имеет увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (в том числе пенсионный капитал (до 2002 года) и ИПК баллы (после 2002 года)), то данном случае учет общего трудового стажа с 01.01.2002 по.., в качестве стажа в районах Крайнего Севера правового значения иметь не будет, поскольку не повлияет на расчетный размер пенсии (на 01.01.2002), не изменит размер пенсионного капитала (на 01.01.2002) и не дополнит уже учтенный при назначении пенсии за данный период общего стажа ИПК до 2008 года, то есть не увеличит индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года.
Доводы истца о необходимости полуторного (льготного) исчисления продолжительности стажа в районах Крайнего Севера состоятельными не являются.
Как разъяснено в пп. 4 "б" п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установилтакой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в ст. 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации N 2-П, норма пункта 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации N 2-П, содержащаяся в пункте 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, законом предусмотрена реализация прав и гарантий граждан, имеющих право на пенсию, в связи с проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что при разрешении спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании собранных по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.