Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пильгуна А.С., судей Раскатовой Н.Н., Кузьмичева А.Н., при помощнике Тимониной И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. дело по апелляционной жалобе ответчика ГБУ г. Москвы "Жилишник района Западное Дегунино" на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 20 октября 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тимирязевского межрайонного прокурора г.Москвы в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ГБУ г.Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи незаконным, об обязании выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов удовлетворить.
Признать бездействие ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, в том числе несовершеннолетних за период с III квартала 2019 года по II квартал 2022 года незаконным.
Обязать ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи за период с III квартала 2019 года по II квартал 2022 года в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
Тимирязевский межрайонный прокурор города Москвы обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино", просит признать бездействие ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, в т.ч. несовершеннолетних за период со 3-го квартала 2019 года по 2-й квартал 2022 года незаконным, обязать ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи за период с 3-го квартала 2019 года по 2-й квартал 2022 года в размере сумма Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой в действиях ответчика выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи - за период с 3-го квартала 2019 года по 2-й квартал 2022 года ответчиком не выполнена квота по трудоустройству молодежи в количестве 10-ти человек из числа инвалидов, и 11-ти человек из числа молодежи, при этом за указанный период размер задолженности по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест составил сумма
Старший помощник Тимирязевского прокурора г.Москвы фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУ г.Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по доверенности фио в судебное заседание явилась, пояснила, что в настоящее время ведется работа в данном направлении, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик ГБУ г.Москвы "Жилишник района Западное Дегунино" по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по доверенности фио в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца фио в судебном заседании апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения.
Представитель третьего лица ГКУ г. Москвы ЦЗН по доверенности фио в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Заслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в городе Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 06 сентября 2011 года N 420-ПП.
Одной из задач подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения", входящей в указанную государственную программу, является стимулирование работодателей к разработке и реализации политики эффективной занятости населения, в том числе, посредством квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 1032-1, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы. Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, исходя из общих принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, среди прочих основных принципов правового регулирования трудовых отношений, признается принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве. В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.
Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации. Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда. Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Выполнением квоты для приема на работу считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Частью 2 статьи 2 Закона г. Москвы N 90 предусмотрено, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. В соответствии с п. 2. 7 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" трудоустройство инвалидов и молодежи в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи осуществляется работодателями самостоятельно с учетом предложений Департамента, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи определен п. 2.9 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП
"Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", согласно которому работодатели ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ГКУ ЦЗН сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме N 1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств", утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Согласно п. 2.8 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно в период с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере величины прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения, установленной в городе Москве на день уплаты указанной компенсационной стоимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Исходя из положений ст. 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, компенсации (абз. 4 ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В целях сохранения в городе Москве системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, обеспечения приоритетного предоставления рабочих мест выпускникам общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования, постоянно проживающим на территории города Москвы, а также финансированию мероприятий, способствующих занятости молодежи ежемесячное перечисление компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере величины прожиточного минимума в г. Москве для трудоспособного населения в бюджет города является социально значимым. Невыполнение данных условий создает дополнительную нагрузку на бюджет и может повлечь негативные последствия, ущемляющие права инвалидов и молодежи на труд.
Из положений части 3 статьи 2 Закона г. Москвы N 90 следует, что выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи определен п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП (далее - Положение), согласно которому работодатели ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ГКУ ЦЗН сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Как установлено судом, межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокуратуры г.Москвы от 26.07.2019 N 147/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" проведена проверка требований трудового законодательства о квотировании рабочих мест и обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов и молодежи в ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" (далее - Учреждение).
Согласно сведениям ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения г. Москвы" о выполнении ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" установленной квоты и движении денежных средств по форме N 1- квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств", представленной в ГКУ ЦЗН за 1 квартал 2022 года среднесписочная численность работников Учреждения на конец квартала составляет 564 человека, размер установленной квоты составляет 22 человека, не трудоустроено в счет установленной квоты 10 человек из числа инвалидов и 11 человек из числа молодежи. Сумма задолженности за несозданные рабочие места составляет сумма (задолженность образовалась за период с III квартала 2019 года по II квартал 2022 года).
Вышеуказанная задолженность до настоящего времени Учреждением не погашена. Ответчик в нарушение вышеуказанных требований законодательства не исполнил обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и молодежи. По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований трудового законодательства.
Согласно ответа ГБУ г.Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" ведется работа по заключению договора с ГКУ ЦЗН "Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних".
Судом исследованы сведения о выполнении установленной квоты и движения средств за период с 3 квартала 2019 по 2 квартал 2022 согласно, согласно которым сумма задолженности ответчика составляет сумма. (л.д.32-57), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.65-85).
Согласно пояснениям представителя третьего лица - ГКУ города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" количество невыполненных квот для трудоустройства молодежи составляет - 369, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 N1597-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе на 2022 год" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет- сумма. Таким образом, размер невыполненной квоты ответчика по данным отчетов по форме N1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств" составляет сумма.
Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив все представленные доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание отсутствие доказательств, опровергающих доводы искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и признал бездействие ГБУ г.Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, в том числе несовершеннолетних за период с III квартала 2019 по II квартал 2022 года незаконным, обязать ГБУ г.Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" выплатить в бюджет г.Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи за период III квартала 2019 по II квартал 2022 года в размере сумма.
При этом, суд не принял во внимание доводы ответчика о несогласии с заявленными требованиями, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства относительно обязанности по квотированию рабочих мест для молодежи.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных требований.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, подробно изложены в мотивировочной части решения, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Оснований к иной оценке представленных доказательств, судебная коллегия не усматривает, требования ст. 67 ГПК РФ судом выполнены.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ответчиком исполнялась возложенная на него обязанность по квотированию рабочих мест путем заключения договора с Центром занятости населения, которое не направило кандидатов из категории инвалидов и молодежи, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
В силу норм действующего законодательства, работодатель, исполняя предусмотренную законом обязанность по квотированию рабочих мест, обязан либо фактически предоставить данные рабочие места, либо может внести в бюджет соответствующие платежи, уплата компенсационных платежей в бюджет города Москвы в связи с неисполнением квоты для трудоустройства является обязанностью работодателя.
Если организация не может выполнить условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенно категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в бюджет в силу требований закона о квотировании, то есть расходы по таким выплата не могут рассматриваться как произвольными, а являются установленными законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы искового заявления и правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; направлены на иное толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения. Доводы направлены на переоценку выводов и доказательств по делу, что противоречит положениям ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 20 октября 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГБУ г. Москвы "Жилишник района Западное Дегунино" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.