Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Курочкиной О.А., судей Мордвиной Ю.С., Бреховой С.И., при секретаре (помощнике) Теребун Е.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А., гражданское дело по апелляционной жалобе истца ... на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований... к ГБУ "Жилищник района Кузьминки", ГБУ города Москвы "Многофункциональные услуги центры предоставления государственных услуг города Москвы" об обязать производить расчет платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение", "холодного водоснабжение", "водоотведение"... по жилому помещению, расположенному по адресу: адрес, по лицевому счету N... в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.201 1 N 354 исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5 - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Кузьминская межрайонная прокуратура ЮВАО города Москвы обратилась в суд в интересах... А.Ю. с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГБУ "Жилищник района Кузьминки", ГБУ МФЦ города Москвы об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги. В обоснование исковых требований указала, что Кузьминской межрайонной прокуратурой города Москвы проведена проверка по обращению... А.Ю. о нарушении ее прав при произведении начислений и формировании единых платежных документов (далее - ЕПД) по коммунальным услугам "холодное водоснабжение", "горячее водоснабжение", "водоотведение". В ходе проведенной проверки установлено, что Шарапова А.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается единым жилищным документом. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ГБУ "Жилищник района Кузьминки". Квартира 132 не оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, расчет платы за водоснабжение производится в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП. Согласно п. 4.2.2 вышеуказанной Методики в квартирах, не оснащенных приборами учета холодной и горячей воды, объемы потребления холодной, горячей воды и водоотведения определяются расчетным путем с учетом показаний всех установленных в доме приборов учета воды.
Объемы потребления холодной и горячей воды за расчетный период в жилом помещении, не оснащенном приборами учета холодной и горячей воды, одним жильцом не могут превышать норматива водопотребления, увеличенного на повышающий коэффициент, равный 2. В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), при отсутствии индивидуального прибора учета и наличия технической возможности установки такого прибора размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной "1, 5" с 01 января 2017 года. В ходе проверки также установлено, что Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г..Москвы 04 сентября 2019 года выдано предписание о необходимости произведения перерасчета начислений за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по вышеуказанному адресу за период с января 2017 года по июль 2019 года, исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил. На основании указанного предписания ГБУ "Жилищник района Кузьминки" осуществил перерасчет платы за вышеуказанные услуги. Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г..Москвы 21.10.2020 также объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором ГБУ "Жилищник района Кузьминки" предлагается произвести перерасчет платы по услугам холодное, горячее водоснабжение и водоотведение за период с августа 2019 года по сентябрь 2020 года в соответствии с п. 42 Правил. Во исполнение указанного предостережения управляющей организацией произведен перерасчет платы за указанный период.
Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г..Москвы 28 октября 2021 года выдано предписание о необходимости произведения перерасчета начислений за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по вышеуказанному адресу за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года, исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5 в соответствии с п. 42 Постановления. Вышеуказанное подтверждает факт произведения начислений за коммунальные услуги "холодное водоснабжение", "горячее водоснабжение", "водоотведение"... А.Ю. с применением повышающего коэффициента равного 2. Из изложенного следует, что начислении платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по вышеуказанному адресу на системной основе осуществляется с нарушением требований федерального законодательства. Допускаемые нарушения ущемляют права... А.Ю. на обоснованную соразмерную оплату оказываемых коммунальных услуг. Просит суд обязать производить расчет платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение", "холодного водоснабжение", "водоотведение"... А.Ю. по жилому помещению, расположенному по адресу: адрес, по лицевому счету N... в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.201 1 N 354 исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5.
Представитель истца Кузьминской межрайонной прокуратуры ЮВАО города Москвы по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явилась, представила заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, поскольку требования истца были исполнены.
Протокольным определением суд продолжил рассмотрение дела по существу, поскольку истец Шарапова А.Ю, в интересах которой Кузьминской межрайонной прокуратуры ЮВАО города Москвы предъявлен иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, заявление об отказе от иска не поддержала.
Истец Шарапова А.Ю. в судебное заседание первой инстанции явилась, доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУ "МФЦ" г. Москвы по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения требований по доводам изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика ГБУ "Жилищник района Кузьминки" в судебное заседание первой инстанции не явился, о месте и времени судебного заседания извещался.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав позицию истца, представителя ответчика ГБУ "МФЦ" г. Москвы по доверенности фио, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие ответчика ГБУ "Жилищник района Кузьминки", извещавшегося о слушании дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Также на основании вышеназванной нормы и ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (принадлежащего ему имущества).
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В ст. 158 ЖК РФ закреплено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Начисление производится на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", п. 3.2. постановления Правительства Москвы от 25.02.2014 г. N 75-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 77-ПП", постановления Правительства Москвы от 28.07.1998 г. 566-ПП "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в городе Москве".
Согласно п. 3.2 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы адрес" (вместе с "Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды") (в редакции от 25.02.2014 г.) жильцы дома, в котором отсутствуют квартирные приборы учета, рассчитываются с исполнителем услуг за объемы потребления холодной и горячей воды и водоотведение, определяемые расчетным путем, с учетом показаний других установленных в доме приборов учета воды.
Объемы потребления холодной и горячей воды за расчетный период одним жильцом не могут превышать норматива водопотребления, увеличенного на повышающий коэффициент, равный 2.
Объемы потребления холодной и горячей воды за расчетный период одним жильцом, превышающие норматив водопотребления, увеличенный на повышающий коэффициент, равный 2, исполнитель услуг оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацем третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых исполнителем услуг является ресурсоснабжающая организация. В указанном случае объемы потребления холодной и горячей воды за расчетный период, превышающие норматив водопотребления, увеличенный на повышающий коэффициент, равный 2, рассчитываются и распределяются между жилыми помещениями пропорционально количеству жильцов в соответствии с формулами 34, 35 подпункта 3 пункта 3.2.1 настоящей Методики.
При этом судом установлено, что Шарапова А.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, зарегистрирована в данном жилом помещении.
Из пояснений истца следует, что совместно с ним в данном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства фио
Ответчик ГБУ "Жилищник района Кузьминки" является управляющей организацией, осуществляющей техническую эксплуатацию и обслуживание жилищного фонда, в том числе дома по адресу: адрес.
Индивидуальные приборы учета воды в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес не установлены.
Кроме того, судом установлено, что Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г. Москвы 04 сентября 2019 года выдано предписание о необходимости произведения перерасчета начислений за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по вышеуказанному адресу за период с января 2017 года по июль 2019 года, исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил. На основании указанного предписания ГБУ "Жилищник района Кузьминки" осуществил перерасчет платы за вышеуказанные услуги.
Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г. Москвы 21 октября 2020 года также объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором ГБУ "Жилищник района Кузьминки" предлагается произвести перерасчет платы по услугам холодное, горячее водоснабжение и водоотведение за период с августа 2019 года по сентябрь 2020 года в соответствии с п. 42 Правил. Во исполнение указанного предостережения управляющей организацией произведен перерасчет платы за указанный период.
Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г. Москвы 28 октября 2021 года выдано предписание о необходимости произведения перерасчета начислений за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по вышеуказанному адресу за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года, исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5 в соответствии с п. 42 Постановления.
Как следует из отзыва ГБУ "Жилищник района Кузьминки" в соответствии с информацией представленной ГБУ города Москвы "Многофункциональные услуги центры предоставления государственных услуг города Москвы района Кузьминки" по поручению управляющей компании произведены корректировки по услугам водоснабжения, водоотведения:
- поручение от 27 сентября 2019 года N... на сумму сумма за коммунальные услуги по холодному, горячему и водоотведению с января 2017 года по июль 2019 года исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5;
- поручение от 26 ноября 2020 года N... на сумму сумма за коммунальные услуги по холодному, горячему и водоотведению с августа 2019 года по октябрь 2020 года исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5;
- поручение от 03 декабря 2020 года N... на сумму сумма за коммунальные услуги по холодному, горячему и водоотведению с октябрь 2020 года по сентябрь 2021 года исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5;
- поручение от 07 февраля 2022 года N... на сумму сумма за коммунальные услуги по холодному, горячему и водоотведению с сентябрь 2021 года по ноябрь 2021 года исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5;
- поручение от 15 июля 2022 года N... на сумму сумма за коммунальные услуги по холодному, горячему и водоотведению с января 2022 года по май 2022 года исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5.
Таким образом, при рассмотрении дела суд исходил из того, что предписания Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г. Москвы были исполнены ГБУ "Жилищник района Кузьминки" в полном объеме.
Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, а также учитывая, что представленный единый жилищный документ по лицевому счету N.., отражающий начисления истцу коммунальных платежей, не содержал каких-либо несоответствий действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета с целью уменьшения суммы долга за период с января 2017 года по апрель 2022 года, указав, что начисление истцу платы за горячего и холодного водоснабжение, и водоотведение производилось в соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии с п. 3.2 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы адрес", где величина которого принимается равной 2.
Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2022 года N 630-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года N 77-ПП" внесены изменения в части изменения размера повышающего коэффициента с 2 на 1, 5.
Согласно информации ГБУ ЕИРЦ в АСУ ЕИРЦ внесены технические изменения и с мая 2022 года заложен технический параметр в части размера повышающего коэффициента к нормативу потребления, который равен 1, 5.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушения ответчиком ГБУ "Жилищник района Кузьминки" прав истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска об обязании производить расчет платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение", "холодного водоснабжение", "водоотведение"... А.Ю. по жилому помещению, расположенному по адресу: адрес, по лицевому счету N... в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.201 1 N 354 исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5, поскольку с мая 2022 года расчет платы коммунальных платежей производится в соответствии с постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года N 77-ПП в редакции от 26 апреля 2022 года, а с января 2017 года по апреля 2022 года ответчиком на основании предписаний Государственной жилищной инспекцией Юго-Восточного административного округа г. Москвы произведен перерасчет коммунальных платежей из норматива потребления с применением повышающего коэффициента величина которого принимается равной 1, 5.
Доводы истца о том, что ответственность за начисления перед потребителем услуг несёт ГБУ города Москвы "Многофункциональные услуги центры предоставления государственных услуг города Москвы" не были приняты судом во внимание, поскольку выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации является обязанностью управляющей организации.
Взаимоотношения ГБУ города Москвы "Жилищник района Кузьминки" и ГБУ города Москвы "Многофункциональные услуги центры предоставления государственных услуг города Москвы" по смыслу части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации не создает для многофунционального центра обязанностей по отношению к потребителю коммунальных услуг.
Таким образом, исковые требования к ГБУ города Москвы "Многофункциональные услуги центры предоставления государственных услуг города Москвы" оставлены судом без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, а также уже являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.