Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Клюевой А.И., судей Суслова Д.С., Князева А.А., при помощнике судьи Козаевой И.Б., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Суслова Д.С. гражданское дело N 2-4810/2022 по апелляционной жалобе ответчика ГБУ адрес Митино" на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 3 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГБУ адрес Митино" произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, исходя из среднемесячного показателя общедомового прибора учета за отопительный период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, в отношении квартиры N 94, расположенной по адресу: адрес.
Взыскать с ГБУ адрес Митино" в пользу Мускатиной Елены Николаевны, Мускатина Сергея Андреевича денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп, а также штраф в сумме 2 500 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Мускатина Е.Н. обратилась в суд с иском к ГБУ адрес Митино" об обязании произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, исходя из среднемесячного показателя общедомового прибора учета за отопительный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп, мотивируя свои требования тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес. Управляющей компаний названного дома является ГБУ адрес Митино", задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истец не имеет. В январе 2021 года истец получила единый платежный документ, из которого следовало, что расход тепловой энергии существенно увеличился. Согласно ответу управляющей компании причиной увеличения потребления тепловой энергии и, как следствие, выставляемой к оплате суммы стало ненадлежащее обслуживание общего имущества многоквартирного дома, поскольку 18 апреля 2020 года общедомовой прибор учета тепловой энергии вышел из строя. В этой связи, считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от 1 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы".
Определением суда от 13 июля 2021 года к участию в деле в качестве соистца привлечен Мускатин С.А.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Мускатиной Е.Н, Мускатина С.А. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Митино", ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" об обязании произвести перерасчет платы, взыскании компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2021 года решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Истцы в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования не признали.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит ответчик ГБУ адрес Митино" по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ГБУ адрес Митино", представителя ответчика ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы", истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мускатина Е.Н, Мускатин С.А. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: адрес, и являются ее собственниками.
ГБУ адрес Митино" является управляющей компанией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес.
В целях поставки коммунальных ресурсов на нужды отопления между ГБУ адрес Митино" и ПАО "МОЭК" заключен договор теплоснабжения.
Названный многоквартирный дом оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии и горячей воды (ОДУУ ТЭ), который находится в оперативном управлении ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы".
9 апреля 2020 года ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" произведена замена ОДУУ ТЭ, который введен в эксплуатацию 17 апреля 2020 года, а 18 апреля 2020 года он вышел из строя.
В связи с поломкой ОДУУ ТЭ оплата тепловой энергии стала рассчитываться по нормативу потребления, и с января 2021 года в ЕПД, получаемых собственниками жилых помещений, расход тепловой энергии существенно был увеличен.
ОДУУ ТЭ введен в эксплуатацию только 19 мая 2021 года, что подтверждается актами от 21 сентября 2021 года, составленными ГБУ адрес Митино" и ПАО "МОЭК".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41" на территории города Москвы (за исключением адрес и адрес) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года и расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
При этом при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме или жилом доме, в котором прибор учета тепловой энергии отсутствует, вышел из строя, утрачен, применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги".
ПАО "МОЭК" за апрель 2020 года произвел расчет за поставленную тепловую энергию в данном многоквартирном доме исходя из среднемесячного показателя за отопительный период объема потребления, за октябрь-декабрь 2020 года по нормативу потребления тепловой энергии, определенному в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях) (п. 59).
59(1). Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Таким образом, Правилами определен следующий порядок расчетов за отопление: при наличии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета потребления ТЭ размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления ТЭ за предыдущий год; в случае отсутствия в МКД ОДПУ ТЭ или сведений об объемах потребления ХЭ за предыдущий год, плата за услугу отопление рассчитывается исходя из норматива потребления ТЭ на отопление и тарифа на ТЭ, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем в соответствии с подп. "д" п. 31 Правил исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Пунктом 42 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 3 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 года, бездействие гарантирующего поставщика и сетевой организации как профессиональных участников отношений по энергосбережению, выразившееся в несоблюдении ими установленного действующим законодательством порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки, не является основания для возложения на добросовестных абонентов неблагоприятных последствий такого бездействия.
Таким образом, несмотря на то, что формула перерасчеты платы за отопление законодательством не утверждена, на собственников жилых помещений многоквартирного дома, в котором вышел из строя общедомовой прибор учета, а также при невозможности снятия показаний с общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения не может быть возложена дополнительная финансовая нагрузка за потребление услуги в том количестве, которое не подтверждено документально.
Факт возможного перерасчета подтвержден ГБУ адрес Митино" в своем отзыва на иск (т. 1 л.д. 138-141).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции руководствуясь подп. "д" п. 31 Правил, пришел к правильному выводу об обязании ГБУ адрес Митино" произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года в отношении принадлежащей истцам квартиры исходя из среднемесячного показателя общедомового прибора учета за отопительный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
При этом, определяя период, в соответствии с которым должен быть произведен перерасчет, суд учел, что соответствующие показатели за предшествующий, то есть 2020 год, отсутствуют ввиду неисправности прибора учета тепловой энергии. Аналогичные показатели по соседнему дому, ранее предоставленные в материалы дела управляющей компанией, не подлежат применению при произведении перерасчета, поскольку данный дом не обладает теми же индивидуально-определенными характеристиками, что и спорный дом. Таким образом, истцам перерасчет должен быть произведен исходя из среднемесячного показателя общедомового прибора учета за отопительный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы", суд первой инстанции указал, что в компетенцию ответчика не входит оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, а действующее законодательство не устанавливает каких-либо сроков замены (ремонта) приборов учета.
Поскольку в ходе рассмотрения дела был установлен факт нарушения прав истцов как потребителей, суд первой инстанции на основании положений ст. 13 и 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" взыскал с ГБУ адрес Митино" в пользу истцов компенсацию морального вреда и штраф в вышеприведенном размере.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на ГБУ адрес Митино" обязанности произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчиком суду апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.