Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.
судей фио, адресВ.
при секретаре Бабашкиной З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-79/2022 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по адрес к Корешкову Андрею Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Измайловского районного суда адрес от 19 мая 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция ФНС России N 19 по адрес обратилась в суд с административным иском к Корешкову А.А. о взыскании задолженности по налогам, мотивируя требования тем, что административный ответчик является собственником транспортного средства на основании свидетельства о регистрации транспортного средства (наземный транспорт), (VIN) VIN-код от 24.11.2012- марка автомобиля Аутлендер автомобиля легкового, регистрационный знак ТС, мощностью двигателя 169, 95 л. адрес транспортного налога составляет в размере сумма из расчета: (169, 95 л.с.х45 руб.х12/12 (коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налоговый период к числу календарных месяцев в налоговом периоде) х 1 (повышающий коэффициент). Кроме того, административный ответчик владеет следующим имуществом, которое является объектом налогообложения: квартирой, расположенной по адресу: адрес, 9 Мая ул, д.26, кв.114, дата регистрации собственности 21.09.2009, площадь 51, 10 кв. метров (кадастровый номер 77:03:0008001:2374); гаражом, расположенным по адресу: адрес, 120. Кадастровый номер: 77:03:0008001:6401, дата регистрации собственности 15.12.2010, площадь 17, 30 кв. метров.
Сумма налогов на имущество, расположенное по адресу: адрес, 9 Мая ул, д.26, кв.114 за 2019 год составляет: доля в праве 1: кадастровая стоимость сумма х 0, 10 (ставка налога %) х 12/12 (коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное имущество было зарегистрировано на налоговый период к числу календарных месяцев в налоговом периоде=2 сумма Сумма налогов на имущество, расположенное по адресу: адрес, 120 за 2019 год составляет: доля в праве 1: (коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное имущество было зарегистрировано на налоговый период к числу календарных месяцев в налоговом периоде)= сумма Общая сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате за 2019 год составляет в размере сумма
Решением Измайловского районного суда адрес от 19 мая 2022 года административные исковые требования ИФНС России N 19 по адрес удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст. ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу разъяснений пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Из дела видно, что ИФНС России N 19 по адрес сформировано налоговое уведомление N 61882164 от 1 сентября 2020 года, которым осуществлен расчет транспортного налога за 2019 год на транспортное средство марка автомобиля Аутлендер, регистрационный знак ТС и на имущество: квартира по адресу: адрес, 9 Мая ул, д.26, кв.114, дата регистрации собственности 21.09.2009, площадь 51, 10 кв. метров (кадастровый номер 77:03:0008001:2374); гараж по адресу: адрес, 120.
Требованием N 15912 от 8 февраля 2021 года налоговый орган сообщил Корешкову А.А. о невыполнении обязанности по своевременной уплате налога и числящейся за ним задолженности и пени, которые налоговый орган потребовал погасить в срок до 20 апреля 2021 года.
15 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка N304 адрес, по заявлению Инспекции ФНС России N19 по адрес вынесен судебный приказ.
22.09.2021 года по заявлению фио судебный приказ N2а-253/21 отменен в связи с поступлением возражений должника.
26 октября 2021 года Инспекция обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований, указав на то, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год.
Вместе с тем, судом не учтено, что в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании (пункт 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
С учетом изложенного, соблюдение налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающегося в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате задолженности по обязательным платежам, должно являться предметом судебной проверки при рассмотрении административного дела в порядке главы 32 КАС РФ.
Однако такая обязанность в нарушение требований статей 178, 180, 286, 289 КАС РФ судом надлежащим образом исполнена не была.
Из дела видно, что налоговое уведомление N 61882164 от 1 сентября 2020 года и требование N 15912 от 8 февраля 2021 года направлялись административному ответчику по адресу: адрес (л.д.14, 18), в то же время административный ответчик по указанному адресу снят с регистрационного учета и с 01 марта 2011 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, что подтверждается его паспортными данными (л.д.82).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении налоговым органом процедуры уведомления фио о возникновении обязанности по уплате налога и необходимости погасить образовавшуюся задолженность, предшествующей обращению в суд за принудительным взысканием обязательных платежей.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 ноября 2017 года N2519-О, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления.
При таких данных, когда налоговым органом не соблюдена установленная процедура уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, возможность разрешения по существу административного иска исключается и имеются основания для оставления административного искового заявления Инспекции, поданного без соблюдения установленного законодательством порядка разрешения налогового спора, без рассмотрения, на что неоднократно обращал внимание Второй кассационный суд общей юрисдикции (кассационные определения от 3 февраля 2021 года N 88а-97/2021, от 18 ноября 2020 года N 88а-23468/2020 и др.).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для разрешения требований налогового органа в настоящем деле по существу, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с оставлением административного искового заявления ИФНС России N 19 по адрес без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 19 мая 2022 года отменить.
Административные исковые требования ИФНС России N 19 по адрес к Корешкову Андрею Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени оставить без рассмотрения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.